Наследством считается любое недвижимое и движимое имущество, официально принадлежащее покойному. 

Простой обыватель, впервые столкнувшийся с получением наследства, должен чётко представлять, какие манипуляции ему предстоит совершить и какие платежи его ожидают.

Основной массе в первую очередь на ум приходит обязанность по уплате налога. Ведь в большинстве развитых европейских странах налогообложение наследуемого имущества – весьма распространённая и общепринятая практика.

При этом процентная ставка для начисления налога напрямую зависит от рыночной стоимости унаследованного имущества. Так, для наследника роскошной яхты эта цифра будет намного больше, чем для человека, который получил в наследство обычную квартиру.

Эти меры, по мнению законодателей этих стран, стимулируют граждан не дожидаться завещания, а зарабатывать своим трудом.

Здесь следует отметить, что со временем, часть стран отказались от налогообложения на наследство. Это следующие страны: Австрия, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Швеция, Сингапур, Виргинские острова, Гибралтар, Канада. В этот список с недавнего времени входит и Российская Федерация.

Нужно ли платить налог на наследство в России в 2017 году?

До 1 января 2006 года в России действовал налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Однако, в нашей российской действительности, полное соблюдение законов оказалось невыполнимым. На практике, казна не пополнялась налоговыми платежами состоятельных наследников.

Используя различные лазейки в законодательстве, значительные части состояний переводились в оффшоры, подставные организации, и, в результате, получалось, что богатому наследнику на бумагах ничего не принадлежит.

Простому населению приходилось платить значительные, иногда даже непосильные суммы, чтобы соблюсти закон. И получение в наследство квартиры, дома, участка не всегда было выгодной процедурой.

Таким образом, 1 июля 2005 года был принят Федеральный закон N 78-ФЗ, отменивший начисление налога на любое имущество, переходящее в порядке наследования по закону или по завещанию к любому лицу, независимо от степени родства последнего с покойным.

Единственным исключением в новом законе по ст. 217, п. 18 Налогового Кодекса РФ являлось вознаграждение, получаемое по наследству родственниками авторов произведений искусства, научных открытий, обладателей патентов и т. д.

Но данная мера затрагивает лишь небольшую часть населения. Остальным гражданам, при получении наследства, по закону Российской Федерации необходимо платить госпошлину за оформление и выдачу свидетельств об их праве на наследуемое имущество.

Чтобы оплатить госпошлину на наследство в России необходимо официально оценить стоимость унаследованного имущества. Подобной оценкой занимается БТИ – квартиры, дома, участки и другая недвижимость и независимые оценочные компании, которые, помимо недвижимости, также могут оценить движимое имущество – транспортные средства, например автомобили.

Результатом оценки имущества является справка о рыночной стоимости. Далее несложно посчитать сумму госпошлины, опираясь на степень родства с покойным.

Наследникам 1-й очереди — супругам, родителям, детям, включая приемных и 2-й очереди — братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам необходимо уплатить в казну 0,3% от стоимости наследуемого имущества, но максимум 100 тыс. рублей. Наследникам 3-ей и последующих очередей – 0,6%, но не более 1 млн. рублей.

Приведём примерный расчет. Наследнику 2- й очереди, при получении в наследство квартиры, оцененной в 2 млн. рублей необходимо уплатить госпошлину в размере 6 000 рублей (2 000 000*0,3%).
От уплаты государственной пошлины за наследство освобождаются льготные категории граждан — ветераны, участники, инвалиды ВОВ, Герои Советского союза и России и т.д. Полный перечень льготников представлен в Налоговом Кодексе РФ (ст. 333.35).

Также от пошлины освобождаются граждане, унаследовавшие жилую недвижимость, в которой они были зарегистрированы совместно с умершим родственником.

На первый взгляд кажется, что в России отмена налога на наследства по факту ничего не изменила. Просто произошло замещение налога на государственную пошлину. Чтобы разобраться в этом, обратимся к истории.

Налог на наследство в России до 2006 года

До 1 января 2006 года в России действовал Закон №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения» от 12 декабря 1991 года.

По этому закону налогом облагалось не всё наследуемое имущество, а только превышающее по рыночной стоимости 850 минимальных размеров оплаты труда, установленных на момент регистрации наследства.

Налогом на наследство облагались: жилые дома, дачи, квартиры, садовые домики в садовых товариществах, мотоциклы, автомобили, моторные лодки, яхты, катеры, иные транспортные средства, предметы искусства и антиквариата, ювелирные, бытовые изделия из драгоценных металлов и камней, лом таких изделий, паенакопления в ЖСК, ГСК и ДСК, денежные средства, находящиеся во вкладах в банках и прочих кредитных учреждениях, суммы на именных приватизационных счетах граждан, стоимость земельных и имущественных долей (паев), ценные бумаги и валютные ценности в их стоимостном выражении.

Ставки зависели от очереди наследования и стоимости имущества:

  • При установленной стоимости наследуемого имущества в пределах от 850- до 1700-кратного установленного законом на тот момент размера минимального размера оплаты труда:
    1. наследники 1-й очереди обязаны были заплатить 5% от стоимости имущества;
    2. наследники 2-й очереди – 10% от вышеуказанной стоимости имущества;
    3. другие наследники – 20% от нее.
  • При наследовании имущества общей стоимостью от 1701- до 2550-кратного установленного законом МРОТ:
    1. наследников 1-й очереди обязывали уплатить 42,5-кратный установленный законом МРОТ + 10% от стоимости наследуемого имущества;
    2. наследников 2-й очереди – 85-кратный МРОТ + 20% от вышеуказанной стоимости имущества;
    3. прочих наследников – 170-кратный МРОТ + 30% от той же стоимости имущества.
  • если стоимость наследуемого имущества превышала 2550-кратный установленный законом МРОТ:
    1. наследникам 1-й очереди предписывалось произвести платеж, равный 127,5-кратному установленному законом МРОТ + 15% от стоимости имущества;
    2. наследникам 2-й очереди – 255-кратному МРОТ + 30% от вышеуказанной стоимости имущества;
    3. иным наследникам – 425-кратному МРОТ + 40% от означенной стоимости имущества.

Также действовали льготы, освобождающие от уплаты налога на наследуемое имущество:

  • на имущество, наследуемое супругом, пережившим другого супруга;
  • на жилые помещения (квартиры, дома) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, наследуемые гражданами, проживавшими в этих помещениях совместно с наследодателем на день его кончины;
  • на имущество лиц, отдавших свою жизнь при выполнении государственных, общественных обязанностей, долга по спасению страны (СССР, РФ) или человеческой жизни, охране госсобственности или правопорядка;
  • на жилые помещения и транспортные средства, наследуемые инвалидами I и II групп;
  • на любые транспортные средства, наследуемые членами семей военнослужащих, оставшихся без кормильца.

При этом сумма налога на наследуемое недвижимое имущество подлежала уменьшению на сумму налогов на имущество физических лиц, которую они должны были заплатить за указанные объекты до конца текущего года

Граждане, для получения права на наследство, обращались к нотариусу или к другим должностным лицам, приравненным к ним по полномочиям.

Оценка наследуемого недвижимого имущества (квартиры, дома, участки, дачи и т.д.) проводилась органами коммунального хозяйства или страховыми компаниями. Транспортные средства оценивали страховые или иные организации, имеющие право осуществлять оценочную деятельность. Оценка прочего имущества была в компетенции экспертов.

Начисление налога производилось непосредственно в территориальных налоговых органах на основании справки о стоимости наследуемого имущества. По закону, информацию о стоимости имущества, если оно превышало 850 МРОТ, передавали нотариусы и прочие должностные органы, совершившие регистрацию права наследования, без участия граждан в течении 15 рабочих дней.

Налоговый орган, после обработки информации, высылал наследнику извещение об уплате налога.

Граждане российской Федерации, по закону должны были уплатить налог в течение 3 месяцев со дня получения платежного извещения. В некоторых случаях налоговые органы по письменному заявлению плательщиков могли предоставить отсрочку или рассрочку уплаты налога, но максимум на 2 года.

Но в этом случае, плательщик ещё уплачивал проценты в размере 1/2 ставки на срочные вклады, действующей в указанный период в Сбербанке.

Имущество, полученное в наследство, собственник имел право продать, подарить или обменять только после уплаты налога, что должно было подтверждаться справкой, выданной налоговым органом.

После вступления в силу Федерального закона № 78-ФЗ об упразднении налога на имущество, появились переходные наследственные дела, когда наследство открывалось в 2005 году, а правоустанавливающие документы выдавались уже в 2006 году. Для решения спорных вопросов Правительство РФ издало

Федеральный Закон от 31 декабря 2005 г. N 201-ФЗ. Он повторял ФЗ № 78 с добавлением следующих уточнений:

  •  если наследство было открыто в 2005 году и свидетельства о праве на него были выданы до 1 января 2006 года, налог подлежит уплате;
  • если же наследство открылось в 2005 году, а свидетельства выдавались после 1 января 2006 года, налоговый платеж не производится.
  • для физических лиц, которые уже оплатили налоговое начисление на наследство, налог считался излишне уплаченным и подлежал возврату в случае получения документов, подтверждающих наследование, после 1 января 2006 года. Это касалось лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, которые до 2006 года были обязаны уплатить налог до получения свидетельства о праве собственности на наследуемое имущество.