Распространяется ли депутатская неприкосновенность на депутатов муниципального уровня? Если да то в чем она заключается?

Добрый день, Леонид.

Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность (парламентский иммунитет) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (статья 98), а также неприкосновенность Президента Российской Федерации (статья 91) и судей (статья 122). Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации и статуса депутата органа местного самоуправления, а также из положений ее статей 71 (пункты "в", "о"), 72 (пункт "л" части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что федеральный законодатель, закрепляя особые условия привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста и обыска депутатов органов местного самоуправления в качестве гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, был вправе осуществить соответствующее регулирование в специальном законе, каковым является Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным Федеральным законом определяется статус депутата органа местного самоуправления, устанавливаются гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

К числу таких гарантий, обусловленных природой организации местного самоуправления и депутатского мандата, характером выполняемых ими задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности; вместе с тем неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия депутата, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные и административные правонарушения.тся гарантии его защиты, в том числе в виде предварительного прокурорского контроля: в силу пункта 7 его статьи 18 проведение в отношении депутата органа местного самоуправления обыска по месту жительства или работы допускается с согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Согласно основному закону нашего государства, депутаты ГД и члены СФ неприкосновенны. Наличие указанного статуса позволяет оградить данных лиц от привлечения к гражданскому или уголовному преследованию. Тем не менее, депутаты не освобождаются от ответственности в случае совершения преступных деяний. Они пользуются неприкосновенностью в течение всего срока осуществления своих полномочий. Подробнее обо всем этом будет рассказано в настоящей статье.

Читайте также:  Пособия на второго ребенка неработающей

Определение

Что представляет собой неприкосновенность депутатов? Таким вопросом чаще всего задаются простые граждане нашего государства, которые предполагают, что данных должностных лиц нельзя привлечь к ответственности за совершение преступных деяний. Но, тем не менее, указанный термин имеет немного иное значение.

Неприкосновенность депутатов означает, что данных должностных лиц невозможно привлечь к гражданской и уголовной ответственности, а также применить к ним наиболее суровые меры административного наказания (назначаются судом), без согласия на это представительного органа, в который они избраны. Таков порядок.

Необходимо также обратить внимание на то, что служители народа обладают неприкосновенностью лишь до того момента, пока не закончится срок действия их полномочий. Об этом нужно обязательно помнить.

Ошибочное мнение

Многие служители народа не так давно стали говорить о том, что понятие неприкосновенности депутатов никак не связано с их профессиональной деятельностью. Так вот, здесь последние сильно заблуждаются. Кроме того, в феврале 1996 года Конституционный суд указал на то, что депутатская неприкосновенность служит гарантией статуса депутата. А нормы закона, которые гласят об обратном, не соответствуют Конституции. Таким образом, невозможно отделить неприкосновенность депутата от его профессиональной деятельности.

Для чего требуется неприкосновенность?

Многие граждане достаточно часто задаются вопросом о том, зачем служителям народа необходима неприкосновенность? Депутаты, по мнению большинства, итак имеют достаточно большие привилегии. На это можно сказать, что не стоит забывать о том, что служители народа — это публичные люди, которые всегда на виду у всех. Кроме того, они выражают свое мнение, позицию по решению определенных вопросов, и поэтому неприкосновенность является для них определенной защитой от репрессивных мер со стороны органов исполнительной власти и частных лиц.

Где закреплено?

В статье 98 Конституции указано, что обладают неприкосновенностью депутаты Государственной Думы и члены СФ. Последние наделены особым статусом в связи с тем, что осуществляют определенные государственные функции. Народные избранники наделены неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий. Депутатов невозможно привлечь за высказанное мнение и позицию, за исключением тех случаев, когда они публично распространяют клевету.

Нужно также отметить, что народные избранники региональных законодательных собраний пользуются неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий.

Что предусмотрено?

Итак, в чем же все-таки заключается основное предназначение депутатской неприкосновенности депутата? Как указано в основном законе государства, последние не могут быть задержаны и арестованы. Сотрудники правоохранительных органов не могут обыскивать депутатов (исключение здесь составляют случаи, когда лицо было задержано на месте осуществления преступного деяния), иначе должностные лица нарушат действующий закон.

Невозможно провести личный досмотр депутата, за исключением тех случаев, когда по закону это необходимо сделать для обеспечения безопасности других людей. Сотрудники правоохранительных органов не могут допросить депутата без согласия на это ГД. Таков порядок.

Кроме того, депутаты ГД и члены Совета Федерации могут отказаться от дачи показаний, если сведения стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Неприкосновенность распространяется на дома и служебные кабинеты данных лиц, а также на багаж, транспорт, документы, средства связи и переписку.

Важно

В том случае, если депутат ГД оказался причастным к совершенному преступлению или административному правонарушению, то следователь обязан в течение трех дней сообщить об этом Генпрокурору. Об этом гласит законодательство.

Читайте также:  Сколько процентов в россии бедных людей

Если же содеянное связано со служебной деятельностью последнего, то Генпрокурор обязан в течение недели обратиться в ГД с требованием о лишении неприкосновенности депутата Государственной Думы. В противном случае данное должностное лицо останется безнаказанным.

Интересное

Вопрос о лишении неприкосновенности депутата ставится перед соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генеральной прокуратуры. Решение должно быть принято в течение трех дней. Затем ГД или Совет Федерации оповещают Генпрокурора о принятом решении.

На заседании вправе присутствовать депутат, которого хотят лишить неприкосновенности. Хотя, в ряде случаев такие вопросы решаются и без участия последнего.

Если отказано

Для лишения депутата неприкосновенности нужны очень серьезные и весомые аргументы. Кроме того, Государственная Дума не всегда готова пойти на то, чтобы освободить одного из народных избранников от такой важной гарантии.

Тем не менее, вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается соответствующей палатой Федерального собрания в установленные законом сроки. Если ответ ГД будет отрицательным, то это исключает возможность осуществления производства по уголовному или административному делу.

Общая характеристика

Многие народные избранники пользуются своей депутатской неприкосновенностью. Ведь без согласия того представительного органа, в котором осуществляет государственную деятельность должностное лицо, его не смогут привлечь к ответственности за осуществление противоправных деяний.

Необходимо также сказать о том, что после направления в ГД или СФ представления Генпрокуратуры с требованием о лишении депутата его особого статуса, соответствующая палата Федерального Собрания может потребовать дополнительные документы на народного избранника. Ведь, по закону, это право представительного органа, в который избран депутат.

Заблуждение

Депутатская неприкосновенность является главной гарантией статуса данного должностного лица.

Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.

Кроме того, депутатская неприкосновенность напрямую зависит от деятельности народного избранника. Например, если срок его полномочий закончился, то и данного статуса последнего не будет.

Необходимо также указать на то, что правоохранительные органы не смогут передать дело на рассмотрение в судебную инстанцию, пока депутат не лишится своей неприкосновенности. Если этого не произойдет, то дело будет прекращено. Возобновить его можно только если откроются новые обстоятельства.

Итак, депутаты ГД и члены СФ обладают депутатской неприкосновенностью. Соответственно, последних нельзя задерживать и арестовывать. Обыскать депутата можно только в том случае, если он был застигнут правоохранителями на месте осуществления преступного деяния.

Тем не менее, проблема неприкосновенности народных избранников становится все более актуальной, потому что данные должностные лица представляют интересы простых людей. По этой причине депутаты должны быть защищены законом от неоправданного преследования, так как они обязаны выражать свою позицию, мнение по решающимся вопросам.

Читайте также:  Может ли скорая выписать больничный лист

Тем не менее, многие из народных избранников пользуются своим особым статусом. Большинство депутатов предполагает, что они будут неприкосновенны даже после того, как срок их полномочий закончится. А это не так. Ведь неприкосновенность должна рассматриваться только как особая гарантия статуса депутата. Лишить ее может только ГД или Совет Федерации. Но для этого необходимо представление Генпрокурора. Вопрос о лишении народного избранника неприкосновенности решается в трехдневный срок. О принятом решении необходимо сообщить в Генпрокуратуру.

Последнее обновление: 26.03.2015 г.

Генпрокуратура РФ направила в Госдуму запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва, который уже более полугода проживает в США. По словам спикера ГД РФ Сергея Нарышкина, Пономарёва подозревают в причастности к растрате $750 000 фонда «Сколково».

Запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва может состояться на пленарном заседании 7 апреля.

Что такое депутатская неприкосновенность?

В соответствии с основным законом РФ, депутатская неприкосновенность — это особый статус членов законодательной власти, который может оградить их от гражданского и уголовного преследования, но не освободить от юридической ответственности в случае преступления.

Депутатская неприкосновенность парламентариев закреплена в статье 98 Конституции РФ. Ею в течение всего срока полномочий обладают депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Неприкосновенностью также пользуются депутаты региональных законодательных собраний.

Зачем депутату нужна неприкосновенность?

Депутатская неприкосновенность обеспечивает депутату защиту от репрессивных мер со стороны исполнительной власти или частных лиц. По сути, эта гарантия неприкосновенности личности парламентария как члена представительного и законодательного органа. Иммунитет обеспечивает повышенную защиту парламентария в силу осуществляемых им государственных функций.

Что предусмотрено депутатской неприкосновенностью?

Неприкосновенность распространяется на дома, офисы, автомобили, телефоны, документы, багаж и переписку народных избранников (ст. 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. в редакции 1999 г.).

Если депутат Госдумы или член Совета Федерации оказался причастным к уголовному или административному делу, то следователь в трёхдневный срок должен сообщить об этом Генпрокурору РФ. Если правонарушение каким-либо образом связано с работой в статусе парламентария, то Генпрокурор в течение недели должен обратиться в Госдуму или СФ и потребовать лишить депутата статуса и неприкосновенности.

Депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, кроме случаев, когда депутат допускает публичную клевету, оскорбления и иные нарушения, связанные с депутатской деятельностью.

Как лишить депутата Госдумы неприкосновенности?

Лишение иммунитета происходит по представлению Генпрокуратуры. Совет Федерации или Госдума рассматривают соответствующие обращения, принимают решение и в течение 3 дней оповещают об этом прокурора.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации или депутата неприкосновенности исключает производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Госдумы, в отношении которых внесено представление о лишении депутатской неприкосновенности.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *