С одной стороны, принята программа развития сестринского дела на период до 2020 г. , ряд других документов, в которых предусмотрено совершенствование высшего образования для медицинских сестер. С другой, появляются распоряжения, нормативные акты, из которых следует, что у высшего сестринского образования нет будущего. Иначе как расценивать информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 16 от 31.05.2010 руководителям вузов, подведомственных Минздравсоцразвития России, где говорится: "В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации… Минздравсоцразвития России проведен конкурс на размещение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием среди подведомственных аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на 2010 г. [25]

Приказом Минздравсоцразвития России № 297 от 26.04.2010 утверждена конкурсная документация указанного конкурса, согласно которой государственное задание на подготовку специалистов по специальности "сестринское дело" не размещалось". [25]

Но не возбраняется осуществлять прием на платной основе. Министерство считает нецелесообразным проведение в 2010 г. приема граждан на обучение по специальности высшего профессионального образования "сестринское дело", так как выявлен низкий процент занятости специалистов по полученной специальности

Кроме того, в целях обеспечения согласованных действий в области организации образовательной деятельности подведомственных высших учебных заведений министерством по результатам анализа приемной кампании 2010/2011 учебного года планируется обсуждение вопросов прекращения подготовки специалистов по непрофильным для медицинских и фармацевтических вузов специальностям высшего профессионального образования". [25]

В мае нынешнего года министерство объявило, что ставит своей целью увеличить количество медицинских сестер в разы. На сегодняшний день на одного врача приходится 2,18 медицинских сестер. К 2015 г. это соотношение должно составлять 1:4, а к 2020 г. 1:8 в реабилитационной и патронажной службах. Если учесть, что, по данным Росстата, в России в 2008 г. насчитывалось 703,8 тыс. врачей и 1512,2 тыс. работников среднего звена, из них в системе Минздравсоцразвития России трудится 607,7 тыс. врачей и 1300 тыс. средних медицинских работников (большинство из которых медицинские сестры), то, чтобы достигнуть соотношения хотя бы 1:4, нужно за несколько лет дополнительно подготовить как минимум 1 млн 300 тыс. специалистов сестринского дела, что нереально. Вряд ли найдется такое количество желающих стать средними медработниками, тем более что уже сейчас медицинских колледжей испытывают дефицит абитуриентов. К тому же до 40% и более выпускников медучилищ в первые же годы уходят, работают не по специальности. [19]

В эпоху рынка, уровень заработной платы является основополагающим в привлекательности профессии для молодежи. Отношение к медицинской сестре, как к "девочке на побегушках" укоренилось в сознании врачей и пациентов, и переломить подобное отношение будет очень не просто.

Закрытие факультетов ВСО сделает профессию медицинской сестры еще менее привлекательной. Экономия инвестиций в сестринское дело сейчас может обернуться серьезными последствиями в недалеком будущем.

Следует отметить, что количество врачей постоянно растет и в абсолютных цифрах и в относительных, а сестринского персонала, напротив, снижается. Так, в 1990 г. на 10 тыс. населения приходилось 45 врачей, а в 2007 г. — уже почти 50, среднего же медперсонала — соответственно 124 и 109. Сокращение последних видно невооруженным глазом. Эта диспропорция привела к тому, что часть работы, которую могли бы выполнять медицинские сестры, перешла в компетенцию врачей. В результате, имея более высокий уровень оплаты доктор, тем не менее, выполняют ряд функций, с которыми вполне бы справилась медсестра. А значит, снижается экономическая эффективность здравоохранения. [24]

Факультеты ВСО открывались один за другим и выпускали исключительно менеджеров сестринского дела. Практическое здравоохранение оказалось не готовым принять специалистов новой формации: мешали привычные стереотипы и несовершенство нормативно-правовой базы, да и вскоре стало понятным, что узкая направленность на управление не дает возможности всем выпускникам трудоустроиться по той простой причине, что на всех не хватит управленческих должностей.

Возможно, не стоит ограничиваться подготовкой только менеджеров сестринского дела , следует развивать и другие направления. Ведь роль и функции сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением: развитие первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения; реструктуризация медицинских учреждений, обусловливающая оптимизацию сроков пребывания в стационаре; расширение объемов помощи на дому и т.д. При решении всех этих задач без высококвалифицированных сестринских кадров не обойтись.

Известно, что в структуре заболеваемости населения преобладают хронические болезни, следовательно, роль обучения пациентов будет возрастать. А кто их должен обучать, как не медицинские сестры?! Говорят, что только в нашей стране педиатр учит маму обрабатывать пупочную ранку, купать малыша, а эндокринолог объясняет больному сахарным диабетом, как определять уровень сахара и делать инъекции. Вопросы обучения пациентов вполне можно передать медицинским сестрам, тем более что врачебное время стоит в 4 раза дороже сестринского. К тому же врачи зачастую тяготятся обучающей функцией, ведь прежде всего они призваны лечить.

Меняется и сестринский уход. В регионах строятся федеральные центры высоких технологий, перинатальные центры, где требуются высокопрофессиональные специалисты сестринского дела, поэтому на должности старших медицинских сестер отделений клиник стараются назначать тех, у кого за плечами, помимо опыта работы, высшее профессиональное образование.

— Сестры призваны решать множество вопросов и отходить от традиционной формы только выполнения врачебных назначений, — утверждает президент Ассоциации медицинских сестер России Валентина Саркисова. — Они должны заниматься научными исследованиями, развивать новые виды помощи.

Сестры-клиницисты с высшим сестринским образованием должны занять свою нишу в лечебно-диагностических учреждениях, вести работу по повышению качества сестринского ухода, подготовке методических пособий для сестер и для пациентов.

Очень важны преподаватели-специалисты с ВСО в медицинских училищах и колледжах.

Сфер применения сестринского персонала с высшим образованием более чем достаточно. Надо только приложить усилия для их разумного использования.

За рубежом медицинские сестры — это директора клиник, исследователи, это персонал, осуществляющий независимый сестринский уход и т.д.

Мы лишаем возможностей медсестер продвигаться по служебной лестнице, не изменяя своей профессии, лишаем сестринское дело перспектив развития и еще глубже загоняем проблему нехватки квалифицированных кадров в тупик.

Кстати, в Западной Европе высшее образование становится единственной возможностью войти в сестринскую профессию. В Великобритании с 2013 г. все медицинские сестры будут обязаны получать высшее образование до степени бакалавра. Многочисленными исследованиями доказано, что такое повышение стандартов профессии медицинской сестры позволяет гарантировать безопасность пациентов и серьезно улучшить качество медицинской помощи.

Вдумчивый подход к решению проблем высшего сестринского образования необходим всем: самим медицинским сестрам, врачам, пациентам и государству в целом. Сближение с европейской системой важно при условии сохранения фундаментальных ценностей наработанных годами отечественной школой высшего сестринского образования.

Всем привет! Я заканчиваю медколледж в этом году по специальности "Сестринское дело". И вот думаю стоит ли идти на высшее сестринское? Я понимаю, что, если ты валенок, то хоть 10 вышек в начальство тебя не возьмут)) Просто думаю может потом преподом быть или еще где работать. Кто окончил отпишитесь плиз)))

Читайте также:  Расчет мораторных процентов калькулятор

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Андрей Бурдак (Гнатенко)

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Егорова Анастасия Владиславовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Анастасия Сергеевна Шихалеева

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Чернышова

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Вячеслав Потапов

Психолог, -консультант. Специалист с сайта b17.ru

Антакова Любовь Николаевна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Некрасова Наталия

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Вероника Викторовна Добросельская

Психолог, Коррекция веса. Специалист с сайта b17.ru

Болдова Ольга Ивановна

Психолог, Супервизор, Медицинский психолог. Специалист с сайта b17.ru

Яковкина Юлия Александровна

Психолог, КПТ-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

и что? сразу в главные медсестры возьмут потом? вы работаи уже медсестрой?чтобы не работать медсестрой подольше пойдете в институт? если родители не против содержать, идите, только потом что после этого высшего?

Почему нет, если заочно и если вы уже будете работать медсестрой. Так некоторые делают.

Почему нет, если заочно и если вы уже будете работать медсестрой. Так некоторые делают.

и толку работать медестрой и учиться на медсестру уже имея диплом медсестры ? такой бред только в нашей стране.

В начальство — курсы старших сестёр, 2 месяца. Главврачу надо — квоту выбьет.
Г0вн0 или кровавые салфетки из операционной в дезраствор носит санитарка или младшая медсестра.
ВСО как факультет — чаще для работы младшим и средним медперсоналом в НИИ, клиниках универов, на кафедрах, в системе GCP-исследований.

Почему это в нашей стране. В англоязычных странах всегда были степени сестринского образования. Можно закончить колледж и быть просто сестрой типа кровати готовить и еду подавать, а можно дальше учиться на сестру высокой квалификации, умеющую работать со сложнейшим мед.оборудованием и т.д. Можно даже стать магистром, кандидатом и доктором сестринских наук. Некоторые женщины как раз доучиваются, что называется, без отрыва от производства, уже работают и повышают квалификацию дальше. У моего мужа в семье много медиков, поэтому я это хорошо знаю. Моя золовка в 45 лет устала "горшки выливать" после среднего сестринского образования и пошла в университет получать высшее Вот только бы нашу страну поругать!

Похожие темы

в нашейст стране медсестра ценится не по высшему сестринскому — лекции под диктовку писать и текст зубрить под копирку, а как хорошо она делает манипуляции — внутривенные вливания, поставить кататер, правильно развести лекарство,и все это надо делать с молниеносной скоростью, а так же перевязки и тд. а это все колледж и способности и старания медсестры, высшее тут не спасет

Почему это в нашей стране. В англоязычных странах всегда были степени сестринского образования. Можно закончить колледж и быть просто сестрой типа кровати готовить и еду подавать, а можно дальше учиться на сестру высокой квалификации, умеющую работать со сложнейшим мед.оборудованием и т.д. Можно даже стать магистром, кандидатом и доктором сестринских наук. Некоторые женщины как раз доучиваются, что называется, без отрыва от производства, уже работают и повышают квалификацию дальше. У моего мужа в семье много медиков, поэтому я это хорошо знаю. Моя золовка в 45 лет устала "горшки выливать" после среднего сестринского образования и пошла в университет получать высшее Вот только бы нашу страну поругать!

в нашейст стране медсестра ценится не по высшему сестринскому — лекции под диктовку писать и текст зубрить под копирку, а как хорошо она делает манипуляции — внутривенные вливания, поставить кататер, правильно развести лекарство,и все это надо делать с молниеносной скоростью, а так же перевязки и тд. а это все колледж и способности и старания медсестры, высшее тут не спасет

потомучто если она закончит колледж свой, ей уже можно будет работать и со сложным оборудованием и в любом отделении и не горшки выносить! Но если она нигде не работала еще медсестрой, то надо ей год поработать и понять надо ли ей это вообще, а то высшее сестринское, в нашей стране старшие и главные сестры вырастают из рядовых сестер, никто без опыта работы (долгого), а просто с высшим вновь пришедшую не возьмут старшей или главной медсестрой, а возьмут обычной как со средним образованием! вы свои европы не ровняйте

В начальство — курсы старших сестёр, 2 месяца. Главврачу надо — квоту выбьет.Г0вн0 или кровавые салфетки из операционной в дезраствор носит санитарка или младшая медсестра.ВСО как факультет — чаще для работы младшим и средним медперсоналом в НИИ, клиниках универов, на кафедрах, в системе GCP-исследований.

и что? сразу в главные медсестры возьмут потом? вы работаи уже медсестрой?чтобы не работать медсестрой подольше пойдете в институт? если родители не против содержать, идите, только потом что после этого высшего?

Можно ли переучиться на врача после высшего сестр. Или опять 5 лет очки

а где в мск обучают кроме РУДН и Сеченова?

доброго времени суток. в этом году заканчиваю медколледж по специальности "сестринское дело". есть ли где институт главных сестёр или что то подобное?

Пр получении высшего сестринского образования присваивается ли высшая категория?

Бестолковое образование.Закончила 12 лет назад институт по этой специальности, но работаю в области, совершенно далекой от медицины. Это образование Вам не даст никаких преимуществ, кроме "корочки".

В англоязычных странах оплата другая ,мне не нравится когда сравнивают,тем более сравнение не в нашу сторону Я закончилаВСО 13 лет назад теперь как оказалось нужно еще и интернатуру целый год проходить вообщем образование никчемное после него все равно без блата не устроишься

Вы ерунду пишете, товарищи. Да, после вышки никто в начальство сразу не возьмет, но если вышки нет, то вас вообще туда по закону не имеют права взять. Главной имеет право работать только та медсестра, которая имеет диплом ВСО и сертификат по управлению сестринской деятельностью!
Поэтому преимущество очень даже дает, если есть несколько претендентов на место, в числе которых вы, да еще и с дипломом.
А если некоторые не смогли использовать полученный диплом, это значит, что он для них бесполезен, а не в принципе, пусть на себя пеняют.

Топик стартеру хочу сказать — не слушайте глупости,которые тут говорили отдельные личности, о том , что ВСО ничего не даёт. Во всех ведущих странах мира медсестра — это специалист с высшим образованием,бакалавр или магистр.У медсетер со средним образованием нет никаких шансов на рост,ни карьерный , ни финансовый. Медсестра с ВСО имеет право преподавать,а если медсестра магистр — то имеет право преподавать в ВУЗах и занимать должности в медицине вплоть до министра здравоохранения ,как это ни странно звучит. Да..представьте себе ..медсестра магистр не имеет право занимать врачебные должности,но как руководитель у неё полноценный диплом о высшем образовании со всеми вытекающими из этого правами

Читайте также:  Автобиография для фсб образец заполнения

В англоязычных странах оплата другая ,мне не нравится когда сравнивают,тем более сравнение не в нашу сторону Я закончилаВСО 13 лет назад теперь как оказалось нужно еще и интернатуру целый год проходить вообщем образование никчемное после него все равно без блата не устроишься

Всем привет! Я заканчиваю медколледж в этом году по специальности "Сестринское дело". И вот думаю стоит ли идти на высшее сестринское? Я понимаю, что, если ты валенок, то хоть 10 вышек в начальство тебя не возьмут)) Просто думаю может потом преподом быть или еще где работать. Кто окончил отпишитесь плиз)))

Девочки, дорогие ! Медицинская сестра, имей она хоть 50 высших образований, останется медсестрой. Высшее сестринское образование ведь мы получаем не для того, чтобы стать врачем, а для расширения компетенций по своей (сестринской )профессии. Причина разочарования в другом: снобизм подавляющего числа врачебного состава. Не чего не понимая в сестринском деле, тем не менее кривинько улыбаются при словах "медсестра с высшим образованием".

Не чего не понимая в сестринском деле, тем не менее кривинько улыбаются при словах "медсестра с высшим образованием".

В англоязычных странах оплата другая ,мне не нравится когда сравнивают,тем более сравнение не в нашу сторону Я закончилаВСО 13 лет назад теперь как оказалось нужно еще и интернатуру целый год проходить вообщем образование никчемное после него все равно без блата не устроишься

Бестолковое образование.Закончила 12 лет назад институт по этой специальности, но работаю в области, совершенно далекой от медицины. Это образование Вам не даст никаких преимуществ, кроме "корочки".

а я в магистратуру не вижу смысла идти, совсем, магистратура нужна тому, у кого есть блат и явная перспектива начальствовать, а на уровень старшей ,главной — достаточно бакалавриата, я предпочла потратить эти голы , вместо магистратуры, на диплом фармацевта

нИЧего не понимая кривЕнько

сестринская вышка — это удобный плацдарм для дальнейших маневров, например моя знакомая после ФВСО закончила колледж на фармацевта , потом заочно магистратуру организация здравоохранения в академииии при президенте, и устроилась зав аптекой, без утомительной и долгой дневной учебы на провизора

Почему это в нашей стране. В англоязычных странах всегда были степени сестринского образования. Можно закончить колледж и быть просто сестрой типа кровати готовить и еду подавать, а можно дальше учиться на сестру высокой квалификации, умеющую работать со сложнейшим мед.оборудованием и т.д. Можно даже стать магистром, кандидатом и доктором сестринских наук. Некоторые женщины как раз доучиваются, что называется, без отрыва от производства, уже работают и повышают квалификацию дальше. У моего мужа в семье много медиков, поэтому я это хорошо знаю. Моя золовка в 45 лет устала "горшки выливать" после среднего сестринского образования и пошла в университет получать высшее
Вот только бы нашу страну поругать!

Насчет ***. это смотря в какой больнице и в каком отделении вы работаете! Есть такие, что санитарки все делают, а мс ток укольчики делает. А есть наоборот — санитарки сидят как королевны

и что? сразу в главные медсестры возьмут потом? вы работаи уже медсестрой?чтобы не работать медсестрой подольше пойдете в институт? если родители не против содержать, идите, только потом что после этого высшего?

Мнение о том , что медсестра — это специалист сугубо со средним образованием это мнение отсталых людей задержавшихся где то даже не в прошлом а в позапрошлом веке . Такие люди считают максимум профессионального мастерства медсестры — это сделать укол в задницу. Медсестра в странах с развитой медициной — это специалист , который принимает решение в лечении больного. Медсестра бакалавр в США , Англии, Швейцарии , Канаде и пр. , практически на 90 % ведет лечение больного , она может самостоятельно , без вмешательства врача принимать многие решения по лечению. А медсестры магистры и вовсе имеют право на свою частную практику ( так же как и врачи ) . Медсестра, как специалист со средним образованием , это рудимент , который разве еще и остался, что в некоторых странах бывшего СССР

Мнение о том , что медсестра — это специалист сугубо со средним образованием это мнение отсталых людей задержавшихся где то даже не в прошлом а в позапрошлом веке . Такие люди считают максимум профессионального мастерства медсестры — это сделать укол в задницу. Медсестра в странах с развитой медициной — это специалист , который принимает решение в лечении больного. Медсестра бакалавр в США , Англии, Швейцарии , Канаде и пр. , практически на 90 % ведет лечение больного , она может самостоятельно , без вмешательства врача принимать многие решения по лечению. А медсестры магистры и вовсе имеют право на свою частную практику ( так же как и врачи ) . Медсестра, как специалист со средним образованием , это рудимент , который разве еще и остался, что в некоторых странах бывшего СССР

Я парень, в свое время я хотел поступить после медколледжа в медуниверситет, но не хватало баллов, пошел на очку на м/с с во. Отучился, распределение было преподом в медколледж. Пошел в армию, отработал по распределению. По своей инициативе нашел место врача клинической лабораторной диагностики, прошел интернатуру. Работаю теперь врачом КДЛ. Начались сокращения, теперь и врачом кдл работаю , и медсестрой. Везде идет насмешка среди врачей надо мной. Но я хотел быть врачом, поэтому подсобирал деньжат и поступаю на платную форму обучения в медуниверситет на врача-лечебника (на платное иду вне конкурса, т.к. первую вышку я получил за счет бюджета, такие у нас правила поступления). Я из Республики Беларусь. Я вам советую не поступать на м/с с во. Вы всегда для всех будет всего лишь медсестрой. Может и грубо, но я это прохожу и это мне надоело.

С дипломом всо только туалет ходить.только деньги истратить.ни денег не прибавляет и должность только по блату назначают.

Добрый весер! Я сама окончила высшее сестринское образование, и могу вам сказать, что без опыта работы старшей, главной медсестрой вы не устроитесь никуда. Быть преподом в колледже- ну бред. Там еще и педагогическое надо.

Добрый вечер! Продам дипломную работу по специальности ВСО

Добрый вечер! Продам дипломную работу по специальности ВСО

Жалоба

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Жалоба отправлена модератору

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Форум: психология

Новое за сегодня

Популярное за сегодня

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Читайте также:  Рост реестр публичная кадастровая карта

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2019 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем их коллеги с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают равную зарплату.

Н.Н. КАМЫНИНА, декан факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы ПМГМУ им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук

Подготовка медицинских сестер в вузах России ведется с 1991 года. Естественно, что за прошедший период были сформированы и отработаны структура и содержание образовательной программы и определены должности, которые могут занимать выпускники факультетов высшего сестринского образования (ВСО) в системе здравоохранения. Но вектор развития высшего сестринского образования изменился. Это произошло в связи с подписанием Россией в 2003 году Болонской декларации. Вводимые в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения разработаны с учетом нового вектора.

Основной целью подготовки медицинских сестер в высшей школе было реформирование сестринского дела, стремление изменить систему управления сестринской деятельностью и обеспечить отрасль квалифицированными специалистами, владеющими современными технологиями, способными на высоком уровне решать поставленные задачи.

Первые два факультета ВСО были созданы в 1991 году в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. В соответствии с поставленной целью они готовили специалистов по психолого-педагогическому и административно-управленческому направлениям. Квалификация, присваиваемая выпускникам, была определена как менеджер по специальности «Сестринское дело», а уровень подготовки – специалист.

Следует отметить, что в период открытия факультетов высшего сестринского образования на обучение принимали только лиц, уже владеющих профессией медицинской сестры. Они учились по ускоренным программам. Выстроенная система могла бы существовать и дальше. Но с выходом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 октября 2007 года, № 232 ситуация начала изменяться. Согласно требованиям этого закона «лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается».

Вышедшее в конце декабря 2009 года постановление Правительства РФ 1 поставило в этом деле точку, закрепив в статусе специалитета все существовавшие в высшей медицинской школе специальности, кроме одной – «Сестринское дело». Единственным способом сохранить высшее сестринское образование стал перевод на двухуровневую систему подготовки «бакалавриат – магистратура».

Анализ зарубежного опыта показывает, что общей тенденцией является движение в сторону высшего сестринского образования. Это отражено в таблице.

Активизации этого процесса способствовал ряд международных документов. Так, еще в Конвенции о сестринском персонале, принятой в 1977 году Международной организацией труда, и сопровождавшей ее рекомендации указывалось на необходимость открытия в странах обучения по программам высшего (университетского) сестринского образования, ориентированным преимущественно на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров.

В странах, где имеются бакалавры сестринского дела, этот уровень рассматривается как базовая подготовка, открывающая введение в специальность. Переход на университетский уровень, как правило, происходит эволюционно, путем освоения параллельно существующих образовательных программ разного уровня. Важно отметить, что при этом наличие степени бакалавра не дает преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Все медицинские сестры получают одинаковые лицензии и могут претендовать на одни и те же должности. Степень бакалавра рассматривается только как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее при прочих равных условиях занять более престижные и высокооплачиваемые рабочие места.

Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем их коллеги с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают равную зарплату.

Сегодня в основе новой модели российского высшего сестринского образования лежит предусмотренная законодательством двухуровневая система ВПО: бакалавриат – 4 года и магистратура – 2 года. При этом имеется возможность обучения по сокращенной программе бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля.

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Сестринское дело» значительно отличается по направленности и содержанию от предшествующего, в основном ориентированного на подготовку управленческих и педагогических кадров. Он нацелен на практическую деятельность и, как все новые ФГОС, базируется на компетентностном подходе. Практическая деятельность заключается в оказании квалифицированной помощи, проведении профилактической работы с населением, обеспечении организации работы сестринского персонала, а основная часть профессиональных компетенций направлена на формирование грамотного специалиста, который может работать в учреждении здравоохранения страны на любой сестринской должности. Это в точности соответствует концепции подготовки сестринского персонала в странах Западной Европы 2 . Профессиональные компетенции, относящиеся к организационно-управленческой и исследовательской деятельности, нужны в большей степени руководителям сестринских служб и подразделений (старшим и главным медицинским сестрам).

На сегодняшний день в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социальной работы РФ от 7 июля 2009 года, № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» выпускники факультетов высшего сестринского образования после прохождения интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью» могут занимать следующие должности: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического); врач-статистик; врач-методист.

В настоящее время в развитии отечественного сестринского образования идет новый этап, когда, наряду с традиционной моделью подготовки медицинских сестер в системе среднего профессионального образования, создается другая – университетского сестринского образования, направленная на подготовку медицинских сестер, обладающих не только базовыми профессиональными компетенциями, но также достаточными фундаментальными знаниями, создающими основу для дальнейшей самореализации.

  1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист».
  2. Zabalegui A et al (2006). Changes in nursing education in the European Union. — Journal of Nursing Scholarship 38 (2): р. 114-118.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *