Каждый российский город имеет свой орган местного самоуправления. Именно там и находятся муниципальные служащие. Что именно представляет собой муниципальная служба? Об этом будет рассказано в данной статье.

"Муниципальная служба" — что это такое?

Муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления, а конкретнее, в аппаратах исполнительных или представительных органов. Любая муниципальная должность имеет несколько подвидов.

Стоит выделить основные признаки рассматриваемой трудовой деятельности. К ним относятся:

  • Публичность. Это один из основных и известнейших признаков службы в муниципальных органах. Каждый человек способен в любое время наблюдать за работой рассматриваемых служащих.
  • Политика замещения должностей муниципальной службы, не являющихся выборными.
  • Подчинение муниципальному образованию.
  • Деятельность осуществляется на постоянной основе.

Положение о муниципальной должности

Любая муниципальная должность основывается на так называемом положении о муниципальных должностях (точнее — "Положение о муниципальной службе").

  • в приоритете права и свободы человека и гражданина;
  • все граждане РФ имеют абсолютно равный доступ к службе, являющейся муниципальной;
  • закрепляются понятия стабильности, профессионализма, доступности, компетентности и внепартийности;
  • гарантирована правовая защита всех служащих в муниципальных органах.

Таким образом, положение о муниципальных должностях содержит в себе все основные рабочие моменты. Их вполне достаточно для грамотного и качественного осуществления своих рабочих функций рассматриваемыми служащими.

О социальных функциях муниципальной службы

Построить более целостную картину о муниципальной службе невозможно без рассказа о ее основных социальных функциях.

  • постоянная поддержка слоев и групп населения, считающихся в обществе социально незащищенными;
  • своевременное осуществление социального прогнозирования;
  • работы по снятию любой формы напряженности в обществе;
  • работы по поддержанию стабильности в разных общественных сферах;
  • работы по профессиональному управлению разного рода ресурсами.

Муниципальная должность не может быть получена просто так. Более того, не так просто на этой должности удержаться. Необходимо постоянно совершенствоваться и усиленно работать. В частности, муниципальный служащий обязан:

  • постоянно осваивать технологии управления;
  • уметь грамотно сотрудничать с разными государственными и негосударственными органами;
  • подтверждать или повышать уровень своей квалификации.

Классификация муниципальных должностей

Названное выше положение закрепляет в муниципальной службе определенную градацию должностей.

В основу муниципальной службы положен очень важный принцип: служащий в рассматриваемой сфере замещает муниципальные должности, не являющиеся выборными. При этом все имеющиеся должности подразделяются на те, которые:

  • замещаются путем оформления трудового договора;
  • замещаются путем принятия решения выборным органом местного самоуправления в отношении служащих, избранных в данный орган выборным путем;
  • замещаются путем муниципальных выборов.

Стоит рассказать и об иной квалификации. Так, все муниципальные должности делятся на:

Что запрещено муниципальному служащему?

Муниципальная должность всегда считалась невероятно сложной, трудной, а потому и очень ответственной. Поэтому существует ряд запретов для людей, которые трудятся в рассматриваемой сфере. Что это за запреты?

  • вести любую форму предпринимательской деятельности;
  • действовать от имени третьих лиц в органах местного самоуправления;
  • принимать, будучи в служебном положении, различные подарки или вознаграждения от любых физических или юридических лиц;
  • использовать казенное имущество, производить с ним различные действия (за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей);
  • разглашать посторонним лицам служебные тайны, ценные рабочие сведения и т. д.;
  • допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т. д.

Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.

Обязанности муниципального служащего

  • добросовестное и качественное исполнение всех необходимых функций;
  • обеспечение абсолютно беспристрастного и равного отношения к любым физическим или юридическим лицам; бесконфликтность и уравновешенность в разного рода отношениях;
  • соблюдение не собственных личных интересов, а интересов организации;
  • проявление корректности и уважения в обращении с любыми лицами;
  • проявление уважения и толерантности к традициям, обычаям и культурным элементам народов России;
  • недопущение конфликтных ситуаций, обязательное принятие мер по их устранению.

Должности муниципальных служащих бывают самыми различными. Каждый представитель рассматриваемой сферы наделен рядом индивидуальных функций. Однако все обязанности, представленные выше, распространяются абсолютно на всех лиц, задействованных в сфере муниципального управления.

О правах муниципального служащего

Любое работающее лицо имеет ряд профессиональных прав. Не исключением являются и лица, трудящиеся в муниципальных органах.

  • знакомиться с любыми видами документации, так или иначе регулирующими работу, права и ответственность рассматриваемых служащих;
  • на своевременную, соответствующую всем нормам оплату труда;
  • на обеспечение комфортных условий труда (согласно Трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам);
  • на полный оплачиваемый отдых;
  • на получение всей необходимой информации, документации или других элементов, необходимых для качественного осуществления трудовой деятельности;
  • на повышение рабочей квалификации;
  • на создание профсоюзов;
  • на социальные гарантии.

Таким образом, права муниципальных служащих практически ничем не отличаются от прав обычных рабочих. По сути, представители рассматриваемой сферы и есть самые обыкновенные рабочие лица, трудящиеся на благо общества. Они наделены таким же спектром прав, как и все остальные работающие граждане.

Об ответственности муниципального служащего

Права муниципальных служащих мало чем отличаются от прав обычных трудящихся лиц. А что можно сказать об ответственности? В этом случае все куда сложнее и даже интереснее. Ведь представители рассматриваемой сферы несут куда большую ответственность за все свои действия.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки ( статья 290) и дача взятки (статья 291).

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (к бездействию) либо предоставлению (получению) каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе .

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, а также квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости и т. д.

Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т. д.

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, чем дача взятки.

Читайте также:  Через сколько фсс перечисляет декретные

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН

К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.01.01г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.01.2001 №7) субъектом уголовного преступления — получения взятки , предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

К представителям власти следует относить лиц , осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях, директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом ( статья 204).

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри.

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

Получение взятки (статья 290 УК РФ):

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе:

— наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 162-ФЗ).

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие):

— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 01.01.2001 N 162-ФЗ;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 162-ФЗ).

Примечание: Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 162-ФЗ).

Дача взятки (статья 291 УК РФ):

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 162-ФЗ).

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 162-ФЗ).

Примечание: Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ):

Передача денег, ценных бумаг, иного имущества и оказание услуг имущественного характера (части 1 и 2):

∙ если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору:

— лишение свободы на срок до четырех лет

— арест на срок от трех до шести месяцев

— ограничение свободы на срок до трех лет

— штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до двух лет

∙ если преступление совершено одним лицом:

— лишение свободы на срок до двух лет

— ограничение свободы на срок до двух лет

— штраф в размере до 200 тыс. рублей иди штраф в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет

Получение денег, пенных бумаг, иного имущества и пользование услугами имущественного характера (части З и 4):

∙ если преступление совершено одним лицом без вымогательства:

— лишение свободы на срок до трех лет

— ограничение свободы на срок до трех лет

— штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до двух лет

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет

Читайте также:  Как поставить оборудование на баланс ооо

∙ если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или сопряжено с вымогательством:

— лишение свободы на срок до пяти лет

— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до трех лет

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников — подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп ( п.1. и п.2 статьи 204 УК РФ) , может быть освобожден от ответственности, если:

∙ установлен факт вымогательства

∙ гражданин добровольно сообщил о содеянном в правоохранительные органы

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306) .

Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования («если не дадите. вопрос будет решен не в Вашу пользу»), так и косвенным образом.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

Помните, что любой разговор может расцениваться как разговор о возможной взятке, если:

— разговор носит иносказательный характер, когда речь чиновника состоит из односложных предложений, пусть даже и не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой- либо услуги и никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;

— в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке ( в другое время, в другом месте), даже если сумма или характер взятки не озвучиваются, так как соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю;

— чиновник неожиданно прерывает беседу и под благовидным предлогом оставляет посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель;

— чиновник переадресовывает продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки.

Вас могут провоцировать на дачу взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и уголовного преследования!

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА)

— вести себя в полном соответствии с должностным регламентом, по-деловому, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться либо как вымогательство, либо как готовность взять взятку или пойти на подкуп;

— в случае скрытой провокации взятки (подкупа) самостоятельно прекратить всяческие контакты с провокатором-взяткодателем, дать понять ему вежливо, но настойчиво (без двоякого толкования) о Вашем отказе пойти на преступление и убедить его смириться с тем, что важный для него вопрос не будет решен таким путем;

— в случае явной провокации взятки (подкупа) вести себя необходимо с учетом вышеизложенного, но уже соблюдая крайнюю осторожность:

∙ внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

∙ постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

∙ поинтересоваться у собеседника о гарантиях в случае получения взятки или совершения подкупа;

∙ не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием», позволить потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ, ЧТО ВЫ СОСТОИТЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ И НАХОДИТЕСЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ!

ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА

Столкнувшись с фактом (попыткой) взяточничества (подкупа), Вы должны безотлагательно уведомлять об этом заместителя главы города, в компетенции которого находятся вопросы безопасности, либо заместителя главы города по направлению работы, прокуратуру г. Магнитогорска , а в случае необходимости (с целью предотвращения возможных «непредсказуемых» последствий) написать заявление непосредственному руководителю о факте провокации Вас на взятку или коммерческий подкуп, в котором точно указать:

∙ кто из граждан или должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение), представителей коммерческих структур провоцирует Вас на получение взятки, совершение подкупа;

∙ каковы сумма и характер предлагаемой взятки (подкупа);

∙ за какие конкретно действия (или бездействие) Вам предлагается взятка или совершается коммерческий подкуп;

∙ в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп

ИЗУЧИВ ЭТУ ПАМЯТКУ И ПРИНЯВ ЕЁ К РУКОВОДСТВУ В ДЕЙСТВИЯХ КАК МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ, ПОМНИТЕ:

Как гражданин Российской Федерации Вы вправе принять решение согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести (морали) и жиз­ ненному опыту, обратиться с устным или письменным сообщением о ставшем известным Вам готовящемся (совершенном) преступлении в правоохранительные органы по месту Вашего жительства или в вышестоящие органы и встать на путь активного сопротивления взяточникам и вымогателям.

Права и обязанности муниципальных служащих

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Федеральное и региональное законодательство закрепляет основные права муниципального служащего . Так, муниципальный служащий имеет право на:

  1. ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
  2. обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  3. оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
  4. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
  5. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
  6. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
  7. повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
  8. защиту своих персональных данных;
  9. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
  10. объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  11. рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
  12. пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Находясь на муниципальной службе, служащий обладает определенной муниципальной властью. Эта ситуация требует одновременно защитить служащего от третьих лиц и от самой власти. По общему правилу, служащий не должен нести ответственности за ущерб, нанесенный службой в целом. Служащий может быть наказан только за свои личные ошибки, связанные с его работой. Орган местного самоуправления призван защитить служащего от угроз, насильственных действий, клеветы или ущерба, жертвой которых он может быть в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

Ограждение служащего от произвола обеспечивается правом на защиту и правом на обжалование. Право служащего на защиту и обжалование гарантировано Конституцией РФ, ч. 2 ст. 46 которой устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Читайте также:  Расчет налога при продаже квартиры 2018

Обязанности и ответственность муниципальных служащих . Обязанность муниципального служащего нести службу слагается из двух частей: выполнять служебные функции и подчиняться. Обязанность выполнять функции означает, что служащий должен постоянно присутствовать на работе и исполнять свои полномочия. Обязанность иерархического подчинения заключается в наличии административной иерархической власти. Такая обязанность носит общий характер, но ограничивается принципом законности.

Служащий не должен подчиняться незаконным приказам. При этом правомерно наличие в законодательстве о службе правила о том, что незаконный и компрометирующий службу приказ не является оправдательным документом. Служащий, подчинившийся такому приказу, подлежит дисциплинарному взысканию.

Обязанность посвятить себя службе относится к профессиональной этике. Ее задача — обеспечить наилучшее функционирование службы, препятствуя служащему в поисках побочных заработков, способных отвлечь его от исполнения своих функций. Кроме того, интересы службы, т.е. удовлетворение общественных интересов, требует обеспечения полной независимости служащих от частных интересов. Обязанность посвятить себя только службе означает запрет, направленный на исключение возможности заниматься параллельно со службой иной деятельностью, связанной с извлечением доходов. Этот запрет имеет ряд исключений в рамках того, чтобы не пострадала профессиональная деятельность служащего. Так, научная, преподавательская или иная творческая деятельность допустима, если она не носит доминирующего характера по отношению к служебным обязанностям.

Муниципальный служащий обязан:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
  3. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  4. соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
  5. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  6. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  7. беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  8. представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  9. сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации вдень выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства вдень приобретения гражданства иностранного государства;
  10. соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  11. сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Согласно законодательству гражданин не может быть принят

на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может

находиться на муниципальной службе в случае:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Перечень таких заболеваний устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в настоящее время действует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранною государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
  7. наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
  8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
  9. непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; при этом однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на 1 год.

Приведенные положения не совсем однозначно трактуются при правоприменении. Преобладающей является точка зрения, что понятие «однократность» введено исключительно для обозначения, что за 1 раз служебные отношения могут быть продлены на срок не более 1 года, однако количество таких продлений не ограничено.

Однако есть и другое мнение: характеристика «однократное» означает, что решение о продлении срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего предельною возраста, может быть принято только 1 раз.

Полагаем, что первая трактовка является более логичной, поскольку, для того чтобы ограничить возможность многократного продления срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, законодателю достаточно было установить, что срок нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, может быть продлен не более чем на 1 год.

В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается: состоять членом органа управления коммерческой организации; заниматься предпринимательской деятельностью; получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество); разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности и др.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *