Содержание

Пенсионный фонд разработал новые методические рекомендации по организации выездных проверок плательщиков страховых взносов (утверждены распоряжением правления ПФР от 03.02.11 № 34р). Документ принят взамен действовавшей ранее временной методички. Основные новшества — это критерии, по которым ревизоры будут отбирать предприятия на проверку, и также характеристика бухгалтерских операций, где могут скрываться неучтенные выплаты. Все, что касается процедуры проверки (назначение, сроки, оформление результатов и проч.), осталось неизменным.

Вводная часть

Контролеры воспользуются новыми рекомендациями при проверках за периоды, начиная с 1 января 2010 года. Об этом говорится в пункте 1 комментируемой методички. Там же сказано, что новые рекомендации предназначены только для ревизий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Другими словами, проверки предпринимателей, которые платят взносы «за себя», остаются за рамками комментируемой методички.

Кого включат в план проверок

Перед тем как составить план, сотрудники отделения ПФР проанализируют информацию о зарегистрированных плательщиках. Для этого воспользуются результатами камеральных и предыдущих выездных ревизий, а также сведениями из внешних источников (прежде всего, из налоговых инспекций). Далее специалисты фонда отберут плательщиков (обособленные подразделения), которые соответствуют одному или нескольким критериям. Всего таких критериев десять:

1. Принадлежность к крупнейшим плательщикам страховым взносам. К таковым относятся страхователи, имеющие самые высокие показатели облагаемой базы, число застрахованных лиц или среднесписочную численность персонала. Не нужно путать их с крупнейшими налогоплательщиками, для которых установлены свои критерии*.

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Несоответствия в расчетах, выявленные при «камералках».

6. Задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократные изменения и корректировки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Проведение последней выездной проверки более трех лет назад (здесь не учитываются ревизии обособленных подразделений с отдельным балансом, расчетным счетом и производящих начисления в пользу физлиц).

10. Информация от налоговых инспекций об участии плательщика в схемах минимизации страховых взносов.

Организации и предприниматели, а также обособленные подразделения, которые соответствуют наибольшему числу критериев, попадут в план-график выездных мероприятий на будущий год. Его утверждают не позднее 25 декабря предшествующего года. Впоследствии план могут подкорректировать: кого-то добавить, кого-то вычеркнуть, а кому-то назначить новые сроки проверки. Добавим, что чиновникам запрещено включать в план страхователей, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Как проверят облагаемую базу

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

Где будут искать сокрытые взносы

Начисление и уплату страховых взносов в первую очередь будут проверять по карточкам индивидуального учета (бланк рекомендован совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691 и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56П). Сотрудники Фонда просуммируют начисления по всем карточкам за период и сравнят с итоговой цифрой, указанной в расчете по форме РСВ-1 за тот же период.

Кроме того, проверяющие сравнят обороты по кредиту счета 69 (по субсчетам, относящимся ко взносам в Пенсионный фонд на страховую и накопительную части) и аналогичные данные из расчета по форме РСВ-1.

Наконец, контролеры сопоставят сведения из карточек индивидуального учета с данными справок по форме 2-НДФЛ и данными карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ). Если окажется, что облагаемая база по страховым взносам меньше, чем сумма выплаченных доходов, бухгалтера призовут к ответу. Ему придется пояснить, почему на ту или иную величину не начислены пенсионные взносы.

Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций

С удвоенным вниманием ревизоры отнесутся к оборотам по кредиту счета 50 «Касса». Именно тут, по мнению авторов комментируемой методички, следует искать суммы, которые не учтены при обложении взносами.

Как распознать такие выплаты? В рекомендациях нет четкого ответа, зато указано направление поиска. Контролерам предписано искать проводки, которыми деньги из кассы, минуя дебет счета 70, сразу списываются в дебет других счетов. Например, счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов». Составители методички отмечают, что подобные проводки искажают не только облагаемую базу по взносам, но и весь бухгалтерский учет.

Сокрытые от взносов выплаты можно обнаружить и среди банковских операций. Чаще всего, это безналичные расчеты с гражданами за приобретенные у них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги. Данные суммы проведены по кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» и дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Задача проверяющих заключается в том, чтобы отыскать все суммы, по которым не заплачены взносы.

К тому же бухгалтеры могут не начислить страховые взносы на единовременную помощь сотрудникам, выданную на покупку медикаментов, путевок и проч., и превышающую 4 000 рублей в год. Но контролеры начеку — в новой методичке сказано, что эти выплаты маскируются проводками по кредиту счета 51 и дебету счета 91, поэтому их проверят особенно скрупулезно.

Плюс к этому ревизорам предписано искать проводки по кредиту счетов 50 и 51 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль». Подобная корреспонденция не предусмотрена в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета** в связи с чем априори является подозрительной.

Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы

Авторы комментируемых методических рекомендаций не обошли вниманием и операции по расчетам с подотчетными лицами. Интерес вызывают случаи, когда деньги выданы подотчетнику, чтобы тот расплатился с гражданином за выполнение разовых работ. В такой ситуации к авансовому отчету должен быть приложен акт и документ, подтверждающий выдачу денег физлицу (например, платежная ведомость). Проверяющему, обнаружившему такие бумаги, полагается выяснить, начислены ли взносы на сумму оплаты.

В методичке названа еще одна любопытная с точки зрения инспекторов операция. Это списание не возвращенных вовремя подотчетных сумм на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Затем, при удержании из заработной платы, та же сумма должна быть показана по кредиту счета 94 и дебету счета 70, а также включена в облагаемую взносами базу. Однако, некоторые бухгалтеры, желая избежать начисления взносов, не удерживают деньги из зарплаты. Вместо этого они проводят их по дебету счета 71 и кредиту счета 73. Теперь проверяющие из подразделений Пенсионного фонда предупреждены об этой уловке.

Как фонды проводят совместную плановую выездную проверку

Тему статьи предложила Лилия Витальевна Крышовец, главный бухгалтер, г. Киселев.

Раз в 3 года у вас может случиться плановая выездная проверка, проводимая совместно ПФР и

Такая совместность иногда сбивает с толку бухгалтеров, которые начинают воспринимать фонды как нечто единое. К примеру, по завершении проверки компания обжалует в суд решение одного из фондов, выигрывает дело и ждет, что второй фонд автоматически уберет свои доначисления. Но этого не будет. Даже тогда, когда фонды совместно проверяют страхователя, каждый из них оформляет свои отдельные документы в процессе проверки, не подчиняется «напарнику» и не будет исполнять судебные решения, принятые в отношении другого фонда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ ФСС и ПФР могут проводить раз в 3 года совместные плановые выездные проверки страхователе Законодательством предусмотрены формы документов, принимаемых фондами на разных этапах проверки — от момента ее назначения до момента вынесения решения по проверк

При этом не установлено специальных форм документов, принимаемых именно при совместных выездных проверках фондов. Поэтому в ходе совместной выездной проверки должно быть принято и предъявлено проверяемому страхователю по одному документу от каждого из фондов. Наприме

  • решения о проведении выездной проверки от ПФР по форме и от ФСС по форме РФ;
  • решения о приостановлении проверки от ПФР и от ФСС по форме 10;
  • справки об окончании выездной проверки от ПФР по форме и от ФСС по форме

Чтобы устранить неясности по совместным выездным «фондовым» проверкам, мы ответим на некоторые «как?», «где?», «когда?» и «сколько?».

Кого фонды вносят в «выездной» план и что проверяют

Чтобы составить план-график совместных выездов на следующий год, в конце текущего года фонды просматривают по страхователя

  • результаты камеральных проверок за прошедшие 9 месяцев года;
  • материалы ранее проведенных выездных проверок;
  • сведения о поступлении страховых взносов и состоянии задолженности по ним.

ВНИМАНИЕ

Плановые выездные проверки ПФР и ФСС проводят только совместно. А вот внеплановая ревизия может быть проведена одним фондом, например ФСС для проверки правильности начисления пособи

Например, вы можете попасть в план-график выездных проверок на 2016 г., если вас не проверяли в 2013, 2014, 2015 гг. и у вас есть хотя бы один признак из списка, совместно разработанного фондам

В таком списке содержится 12 критериев, в частности уменьшение у компании суммы начислений по страховым взносам по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников, применение ею пониженных тарифов страховых взносов. Но наибольшая вероятность попасть в список проверок на ближайший год возникает, если:

  • вы являетесь крупнейшим плательщиком, то есть по вашему территориальному фонду у вас наибольшие суммы облагаемой базы, количество застрахованных лиц, среднесписочная численность работнико
  • вы замешаны в схемах минимизации страховых взносов (по сведениям, поступившим в фонды от налоговой инспекции, например, по итогам работы комиссии по борьбе с низкой зарплатой);
  • вы не представляли пояснения, запрашиваемые фондом по выявленным при камеральных проверках несоответствиям.
Читайте также:  Кредит онлайн на карту сбербанка отзывы

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Попасть в плановую проверку может даже новая компания, работающая меньше 3 лет: частота проверок не связана с моментом регистрации организаци

Выездная проверка проводится по взносам, относящимся к 3 годам, предшествующим году, в котором вынесено решение о ее проведени Проверить могут любые документы, имеющие отношение к выплате физлицам зарплаты, пособий, других начислений: учредительные документы, лицензии, больничные листы, то есть все, что может подтвердить численность штата, периоды работы, начисления и выплаты.

Законодательство не обязывает фонды где-либо публиковать график плановых выездных проверок. Но некоторые территориальные органы ФСС РФ размещают его на своих сайтах. Причем уже утвержденный график может менятьс И несовпадение периода проверки, указанного в нем, с периодами, указанными в решениях о проведении проверки, не нарушает ваших прав. Поэтому отменить решение по проверке, проведенной не по графику, скорее всего, не получится даже через

Как фонды начнут совместную проверку

О дате начала проверки фонды могут никак не сообщить. А могут предупредить о своем приходе по телефону или выслать экземпляр решения о проведении проверки по почте. Начать проверку фонды могут и в отсутствие руководителя фирм

Совместная проверка вовсе не означает, что проверяющие из обоих фондов придут к вам одновременно, минута в минуту или день в день

При появлении проверяющих из фондов у вас на пороге первым делом нужно посмотрет

  • оригиналы решений от ПФР и ФСС (формы и о проведении выездной проверки вашей компании, подписанные руководителями ваших территориальных отделений фондов;
  • удостоверения пришедших на проверку люде

Инспекторов можно не допускать к себе на проверку при отсутствии у них любого из указанных документов или при несовпадении в этих документах сведений об инспекторах. А вот если с документами у проверяющих все в порядке, не пытайтесь препятствовать их доступу на свою территорию, поскольку такое воспрепятствование является:

  • административным нарушением, за которое могут оштрафовать и директора — на 20 000 руб., и компанию — на
  • основанием начислить вашей организации сумму страховых взносов расчетным путе которая может отличаться от той, которую вы должны уплатить в реальности.

СОВЕТ

Вряд ли инспекторы придут на проверку без решения или удостоверения. Но ситуация, когда в решении указаны одни сотрудники, а по факту пришли другие, вполне вероятна. Допустим, кто-то заболел или командирован, а в решении фамилии заменивших их людей не указаны.

Если в подобном случае вы не пустили проверяющих на свою территорию, постарайтесь зафиксировать факт нарушения со стороны фондов, чтобы обезопасить себя от претензий относительно воспрепятствования проведению проверки. Законодательно порядка для этого не прописано. Можете составить акт с подписями руководителя и нескольких сотрудников вашей компании, приложить к нему, например, копию решения о проверке и копии или фото предъявленных вам удостоверений сотрудников, пришедших из фондов.

Сколько может длиться проверка

Продолжительность выездной проверки — не более 2 месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее окончани

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

ПФР выносит решение на основании информации, полученной от ФСС, поэтому предполагается, что «пенсионная» проверка может завершиться позднее проверки

Кстати, проверяющие из ПФР и ФСС не обязательно придут в один день. Предположим, в графике проверок вы запланированы на июль. Нарушения «совместности» не будет, если, к примеру, ФСС провел проверку с 08.07.2014 по 31.07.2014, а ПФР — с 15.07.2014 по 22.09.2014. Ведь проверка начата обоими фондами по плану — в июле. Сроки проверки обоими фондами соблюден Это нам подтвердили и в ПФР.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Действующее законодательство не обязывает проверяющих из фондов одновременно находиться на территории страхователя, заканчивать совместную проверку и выносить решение по ней.

Фонды согласуют между собой месяц, в котором они должны начать проверку того или иного страхователя. Как правило, вместе день в день они не приходят на проверку и не заканчивают

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

А вот если проверяющие из ПФР пришли к вам лишь через месяц после того, как закончилась проверка ФСС, то через суд можно попробовать признать незаконным и отменить решение ПФР о проведении проверки. Ведь при проведении такой отдельной проверки страхователю придется повторно организовывать рабочие места для проверяющих, отвлекать своих сотрудников от их повседневных обязанностей, чтобы подобрать затребованные проверяющими документы и дать необходимые пояснени

Два месяца — не максимальный срок, поскольку фонды могут продлевать и приостанавливать проверку. И вот по каким основаниям.

Основания изменения сроков выездной проверки Срок продления или приостановления выездной проверки
Выездная проверка может продлеваться по решению руководителя регионального отделения фонд,
  • нужны дополнительные сведения о страхователе в связи с поступившей от правоохранительных или налоговых органов информации о нарушении им законодательства о страховых взносах;
  • на территории проведения проверки появились обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие ее проведению;
  • страхователь не представил запрошенные в требовании документы на проверку в течение 10 рабочих дней со дня получения требования или в срок, о котором он договорился с фондом
До 6 месяцев
  • у страхователя есть 9 ОП
До 4 месяцев
  • у страхователя есть 10 и более ОП
До 6 месяцев
Выездная проверка может приостанавливаться по решению руководителя вашего территориального органа фонда, если нужно, в частност
  • истребовать документы и информацию, относящиеся к предмету проверк
До 6 месяцев
  • перевести на русский язык документы, представленные плательщиком страховых взносов на иностранном языке (например, трудовые договоры с работниками-иностранцами)
Приостановление проверки одним фондом означает, что и второй фонд должен принять решение о приостановлении (по форме 10). При этом до вынесения решения о возобновлении проверки (форма проверяющие не вправе находиться у вас в организации или требовать у вас какие-либо документы

Где может проводиться проверка

Проверка на вашей территории

Это общее правило любой выездной проверк В этом случае со всеми подлинниками документов проверяющие могут знакомиться только у вас. Обычно с решением о проведении проверки инспекторы передают требование с перечнем документов (форма которые им нужно сразу выдать.

ВНИМАНИЕ

Фонды не вправе проводить осмотр помещений, инвентаризацию и выемку документов.

Для проведения проверки можете выделить инспекторам любое помещение. Если инспекторы настаивают на осмотре еще каких-то ваших территорий (допустим, цехов на предмет выявления нелегальных рабочих), вы можете отказать им в этом. И не поддавайтесь на угрозы составления акта о воспрепятствовании доступа должностных лиц, поскольку у проверяющих из ПФР или из ФСС нет полномочий на осмотры.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Налоговое законодательство прямо разрешает налоговым инспекторам при выездных проверка осматривать помещения и территории налогоплательщика, делать выемку документов, проводить инвентаризацию его имущества.

Для проверяющих из фондов Закон таких полномочий не предусмотрел. Поскольку у ПФР и ФСС другие цели и задачи и им такие полномочия не нужны.

Положения НК РФ не могут применяться по аналогии. Ведь Закон не входит в налоговое законодательство, а является частью законодательства о страховых взноса

Если проверяющие из фондов требуют осмотра помещений, то следует иметь в виду, что такие требования неправомерны. И страхователь вправе не предоставлять свои территории для осмотра (имущество для инвентаризации, документы для выемк

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

В любой момент до составления справки об окончании проверки инспекторы вправе запрашивать, предъявив вам требование по форме 14, копии ваших документов, даже если они уже посмотрели подлинники, когда были у вас.

В ходе проверки требований о представлении документов может быть сколько угодно, и передавать их вам могу

  • лично под расписку — руководителю (предпринимателю) или уполномоченному сотруднику компании;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием электронной подписи);
  • по почте заказным письмом. Требование считается полученным страхователем по истечении 6 рабочих дней со дня его отправк

Передать копии в фонд нужно в течение 10 рабочих дней с даты вручения вам требовани Если вы понимаете, что времени на изготовление копий не хватит, отвезите в течение дня, следующего за днем получения требования, в канцелярию территориального органа фонда такое уведомлени

Руководителю
Управления Пенсионного фонда РФ
в г. Горячий Ключ Кому конкретно направлять уведомление, вы увидите в разделе «Подписи должностных лиц. проводящих проверку» требования о представлении документов
от ООО «Молния»,
Рег.
тел.

Исх. от 21.09.2015

Уведомление
о невозможности своевременного представления документов

В ответ на полученное 21.09.2015 требование о представлении документов от 07.09.2015 (отправлено почтой 08.09.2015), подлежащее исполнению не позднее 01.10.2015 (ч. 1, 5 ст. 37 Закона от 24.07.2009 сообщаем следующее.

Объем запрашиваемых документов составляет не менее 10 000 страниц. Технические возможности не позволяют подготовить полный комплект копий документов в требуемый срок.

В связи с этим на основании ч. 6 ст. 37 Закона от 24.07.2009 просим продлить срок представления документов до 09.10.2015 включительно.

Укажит
причину, по которой вы не можете принести бумаги в срок;
период, который требуется вам, чтобы подготовить копии

Просим о принятом решении сообщить по телефону: (контактное лицо — Дождиков Сидор Петрович), а копию принятого решения выслать по нашему адресу. Положительное или отрицательное решение фонд, у которого вы просили отсрочку на представление бумаг, должен вынести в течение 2 рабочих дней со дня получения вашего уведомления и передать вашему руководител Причину отказа в продлении срока фонд указывать не обязан

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Налоговое законодательство прямо запрещает налоговым инспекторам при проверках истребовать у налогоплательщика копии документов, ранее представленные в инспекцию при проведении камеральных или выездных налоговых проверо

Для проверяющих из фондов законодательство о страховых взносах такого ограничения не установило, а положения НК РФ не могут применяться по аналогии.

Поэтому теоретически инспекторы из фондов вправе запрашивать копию одного и того же документа неограниченное количество раз, допустим, если они потеряли ранее представленную копию.

Читайте также:  Прошу привлечь в качестве третьего лица

Но на практике чаще проверяющие просят привезти подлинник, чтобы сравнить с ним ранее поданную копи

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Нотариально заверять копии передаваемых в фонды документов по требованию об их представлении не нужно. Достаточно подписи руководителя и печати проверяемой фирм

Нередко случается, что инспекторы запрашивают документы, которые в принципе не ведутся организацией (например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера). Оштрафовать за отсутствие подобных документов не могут, ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР и работодатель не обязан иметь такие бумаг

А вот если вы не представите документы, касающиеся расчета величины страховых взносов (допустим, сам гражданско-правовой договор), то инспекторы могут оштрафовать компанию на 200 руб. за каждый непредставленный докумен поименованный в форме 14.

Проверка в территориальном отделении ФСС и ПФР

По месту нахождения фондов выездная проверка может проводиться, если у страхователя нет места принять инспекторов у себя. Обычно это касается предпринимателей или компаний, у которых нет офисного помещени

Проверяющие из фондов уведомлением (форма вызывают к себе представителя страховател и сообщают, где пройдет проверка. Как нам разъясняли специалисты из ПФР, они с коллегами из ФСС договариваются, в помещении какого из фондов будет организована ваша проверка.

Имейте в виду, что на проверку вне вашей территории вы обязаны представлять по письменному требованию подлинники документо

Как оформят окончание совместной проверки и ее результаты

Каждый из фондов:

  • составит справку об окончании выездной проверки и вынесет акт проверки;
  • примет свое решение по проверке после рассмотрения материалов проверки, то есть даты вынесения решений могут быть разные. А вот как подготовиться к такому рассмотрению и где оно пройдет, нам подсказали специалисты из ПФР.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Организация, в отношении которой прошла выездная проверка, вправе представлять свои возражения по акту проверки и участвовать в рассмотрении ее материало

Законодательством не предусмотрено специальной совместной процедуры представления возражений и рассмотрения материалов по проверке, проведенной совместно ПФР и ФСС. Поэтому страхователь, у которого прошла совместная выездная проверка, должен представлять возражения:

  • на акт проверки, выданный территориальным органом ПФР, — в свое управление ПФР. И все сроки для возражений и рассмотрения материалов проверки будут отсчитываться относительно этого акта;
  • на акт проверки, выданный территориальным органом ФСС, — в свой филиал ФСС. Сроки для возражений и рассмотрения материалов проверки будут отсчитываться относительно этого

ДАШИНА Тамара Николаевна
ПФР

Напомним, что свои возражения по акту проверки вы можете подать в течение 15 рабочих дней со дня его получени

Если вы не согласны с решениями территориальных органов ПФР и ФСС по проверке, то лучше оба решения одновременн

  • обжаловать в региональные органы фондов;
  • оспаривать в суде.

Узнать, в какие органы ПФР и ФСС подавать жалобы на ваши территориальные фонды, можно: сайт издательства «Главная книга» → Справочники

На это у вас 3 месяца со дня вручения вам решения фонда по проверке, нарушающего ваши прав

Кстати, обращаться именно в суд удобнее, поскольку суд может объединить оба дела в одно производство.

Если же получилось так, что вы судились только по одному из решений, например по решению ФСС, и его суд отменил, а на решение ПФР вы жаловались в региональное отделение ПФР и получили отказ по жалобе, тогда вы можете:

  • оспорить в суде решение управления ПФР по проверке. Но если срок на судебное оспаривание уже истек, надо приложить к заявлению в суд ходатайство с вескими причинами пропуска срока;
  • оспорить в суде или обжаловать напрямую в Пенсионный фонд РФ решение регионального отделения ПФР об отказе в удовлетворении жалобы на решение управления ПФР по проверке.

При этом и в жалобе в ПФР, и в заявлении в суд можете сослаться на то судебное решение в отношении территориального органа ФСС, которое уже принято в вашу пользу.

С. П. Данченко, эксперт журнала

В предыдущих номерах мы говорили о проводимых ПФР выездных проверках плательщиков страховых взносов. Мы подробно рассмотрели критерии отбора кандидатов на эти проверки, вопросы документального оформления, порядок истребования документов, сроки и место проведения проверки, содержание акта и решения по ее результатам [1] .

В завершение разговора остановимся на вопросах, непосредственно связанных с самой процедурой проведения проверки. Какие же конкретно документы интересны проверяющим из ПФР в первую очередь? Какие бухгалтерские и налоговые регистры они проверят наиболее тщательно? На какие выплаты в пользу физических лиц будет обращено самое пристальное внимание?

Cогласно ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ ) предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

Из поставленной цели проверяющие из ПФР и будут исходить при истребовании документов. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» у плательщика страховых взносов одновременно проводится проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки.

Напомним, процедура проведения выездной проверки органами ПФР прописана в Методических рекомендациях по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации ), утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р . Этот документ регламентирует действия проверяющих из ПФР и предназначен в первую очередь для них.

Итак, при выходе на проверку должностному лицу из ПФР рекомендуется ознакомиться с наблюдательным делом плательщика страховых взносов. Наблюдательное дело формируется по каждому плательщику страховых взносов, в нем собрана вся имеющаяся у ПФР информация по конкретному плательщику страховых взносов. После анализа данной информации проверяющий выходит непосредственно на проверку.

Проверка может быть сплошной или выборочной. Это зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета плательщика, важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Решение должностные лица, проводящие проверку, принимают самостоятельно.

При проверке правильности начисления страховых взносов проверяющим рекомендовано проанализировать организационно-распорядительные документы, договоры, контракты, соглашения, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные, расчетные и платежные документы по той или иной выплате и по организации в целом.

Общие критерии оценки представленных документов для проверки следующие:

  • полнота представленного комплекта истребованных документов;
  • правильность оформления первичных учетных документов, представленных для проверки;
  • наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
  • правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;
  • правильность внесения исправлений;
  • наличие подчисток и помарок;
  • соответствие даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов;
  • правильность подсчета соответствующих итогов в документах.

Если внимательно ознакомиться с Методическими рекомендациями , можно заметить, что проверяющим рекомендовано изучить все возможные документы, которые имеют или могут иметь какое-либо отношение к исчислению и уплате страховых взносов. При этом вызывает сомнение отношение ряда документов непосредственно к страховым взносам. Мы обобщили документы, которые подлежат проверке, с указанием некоторых особенностей, а также информации, которую хотят извлечь из них проверяющие из ПФР (см. таблицу).

Хотелось бы отметить, что в Методических рекомендациях сделан упор на проверку регистров бухгалтерского учета. Если организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не ведут полноценного бухгалтерского учета, проверяющие ограничатся изучением Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения , Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента , форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 № 154н . Но расчетные и платежные документы по заработной плате, авансовые отчеты и другие документы, связанные с выплатами в пользу физических лиц, все равно будет необходимо представить контролерам. При этом в случае установления нарушений по заполнению обязательных реквизитов либо их отсутствия первичные документы должны быть сверены с другими документами, связанными с данной хозяйственной операцией.

Поскольку подавляющее большинство «упрощенцев» ведет бухгалтерский учет в полном объеме, да и бухгалтерам проще ориентироваться в счетах, мы приводим документы и бухгалтерские счета, которые непосредственно будут проверяться.

Особенности проверки и получаемая информация, примечание

Учредительный договор, устав

Устанавливается соответствие (несоответствие) между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, ФИО учредителей, видах деятельности и пр.

Учетная политика организации

Учетная политика организации

Изучается выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов, принятая плательщиком совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности

Лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр. документы

Отчетность по страховым взносам и индивидуальным сведениям

Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период, индивидуальные сведения

Проверяется своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных

сведений в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.

В случае представления уточненных расчетов указываются периоды, за которые представлены уточненные расчеты, даты представления уточненных расчетов с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При проверке уточненных расчетов проверяется достоверность представления корректирующих форм индивидуальных сведений.

Выездной проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в территориальный орган ПФР до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки

Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов, синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период

Годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения, главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.

Читайте также:  Новый классификатор ок 010 2014 мскз 08

Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банке», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» с суммами, отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. Отдельно проверяется сумма выплат, отраженных в регистре бухгалтерского учета по счету 50 «Касса», и сумма выплат, отраженных в ведомостях по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходных кассовых ордерах, ведомостях на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений

Аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам

– 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов осуществлялись выплаты, произведенные в натуральной форме, в ходе выездной проверки анализируются следующие счета бухгалтерского учета:

Проверяются обороты по субсчетам счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в том числе 69.1 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии», 69.2 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии», 69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ФФОМС», 69.4 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС».

Показатели регистров бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме РСВ-1 ПФР.

В данном случае проверяется достоверность сумм начислений страховых взносов, отраженных плательщиком страховых взносов в расчете РСВ-1 ПФР по строкам 110 – 114

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, в ходе выездной проверки анализируются регистры бухгалтерского учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы»

раздела 1, 241 – 244 раздела 2, 341 – 344, 391 – 394 раздела 3, и сумм уплаченных страховых взносов, отраженных по строкам 140 – 144 раздела 1 и строке 520 раздела 5, в сравнении с суммами, начисленными в бухгалтерском учете по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам). Суммы уплаченных страховых взносов, отраженные по строкам 140 – 144 раздела 1 и строке 520 раздела 5, сравниваются с суммами платежей по данным бухгалтерского учета, отраженными по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам)

Индивидуальный учет страховых взносов

Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к Письму ПФ РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08-56П).

Могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного учета) в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период

Проверяется полнота и правильность ведения индивидуальных карточек по учету сумм начисленных страховых взносов.

Проверяется соответствие сумм начисленных страховых взносов, отраженных плательщиком страховых взносов в формах индивидуального учета по каждому физическому лицу, суммам, отраженным в расчетах по страховым взносам.

Например, показатели карточек по учету сумм начисленных страховых взносов сопоставляются с регистрами бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Проверяется соответствие и сопоставимость показателей, отраженных в формах индивидуального учета, показателям, отраженным в карточке по учету доходов и НДФЛ и справке о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

В случае расхождения начисленных доходов выясняется причина этого и обоснованность исключения сумм доходов физического лица из обложения страховыми взносами

Организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам

– приказы, действующие в проверяемые периоды);

– договоры гражданско-правового характера;

– соглашения, заключенные с физическими лицами;

– контракты и др. документы

Изучаются все документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц

Банковские и кассовые документы

Выписки банка, платежные поручения (требования), платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц, кассовые документы

Особое внимание будет уделено выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, минуя счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов, проверяются операции, отраженные:

– по кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банке» в корреспонденции со счетами, являющимися источниками выплат;

– по дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на которых отражаются расчеты за приобретенные у граждан товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги (Дт 60 Кт 51, Дт 76 Кт 51);

– по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих расходов организации (суммы, уплаченные (выданные) с целью оказания работникам организации едино-временной помощи, направленные на приобретение путевок, медикаментов и т. п. либо на их оплату);

– выплаты физическим лицам по безналичным расчетам также в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Проверке подлежат операции по всем банковским счетам организаций.

Пристальное внимание будет уделено выплатам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.

Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами, минуя счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с дебетом счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов» и др.

Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета

Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности

Учетные и расчетные документы в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц

К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также авансовые отчеты.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг)

Методические рекомендации предписывают проверяющим из ПФР особое внимание уделить следующим хозяйственным операциям:

– расчетам с подотчетными лицами;

– выплатам в натуральной форме;

– операциям по реализации (безвозмездной передаче) материальных ценностей.

Занижение страховых взносов может быть выявлено, по мнению представителей ПФР, при анализе расчетов с подотчетными лицами. Поэтому проверяющие изучат приказы, в соответствии с которыми определен круг подотчетных лиц, сроки возврата неизрасходованных сумм, авансовые отчеты и данные аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», журнал-ордер 7 по счету 71, оборотно-сальдовую ведомость по счету 71.

Выплаты физическим лицам, выполняющим разовые работы, возможны через подотчетных лиц предприятия, поэтому будут
изучены авансовые отчеты, акты приемки выполненных работ и документы, подтверждающие факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость). При проверке этих документов будет проверено включение подобных выплат в облагаемую базу.

Пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм. Поскольку многие субъекты малого бизнеса грешат тем, что огромные суммы подотчетных денежных средств находятся у руководителей, бухгалтерам надо донести до них, что этот факт будет вызывать повышенный интерес у проверяющих из ПФР.

Что касается выплат работникам в натуральной форме, в этом случае производится проверка первичных документов (накладных на передачу материалов, товаров, услуг и т. п.).

При проверке операции реализации работникам (физическим лицам) основных средств и прочих активов (счет 91 «Прочие доходы и расходы») будут проанализированы такие документы, как акты о ликвидации основных средств, накладные на отпуск со склада основных средств, товарно-материальных ценностей для реализации или выдачи в счет оплаты труда иного вознаграждения, акты приема-передачи или безвозмездной передачи основных средств.

Поскольку подавляющее большинство предпринимателей ведет учет с применением специальных бухгалтерских программ, внимание проверяющих привлекут операции, ведущиеся «вручную», отраженные в соответствующих регистрах бухгалтерского учета и других документах, поскольку в таких регистрах бухгалтерского учета и документах, по мнению представителей ПФР, могут быть отражены хозяйственные операции, по которым не исчислены и не уплачены страховые взносы (например, разовые выплаты или вознаграждения физическим лицам).

Кроме этого, подозрительными будут признаны и нетипичные корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций, связанных с определением базы по страховым взносам. При обнаружении подобных записей проверяющим рекомендуется проследить отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете, проверить наличие первичного или иного оправдательного документа, подтверждающего реальность и правомерность данной операции.

Понятно, что при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ , а также документальное подтверждение и размер выплаты.

Следующий момент касается непосредственно «упрощенцев», которые применяют пониженные тарифы страховых взносов. Проверяющие из ПФР будут изучать обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, проверке подлежат все основания для применения пониженного тарифа. В этом случае проверяющие из ПФР будут сотрудничать с налоговыми органами, которые могут предоставить необходимую информацию по запросу органа контроля, а также непосредственно принять участие в проверке.

В заключение хотелось бы сказать, что плательщикам страховых взносов не приходится надеяться на то, что проверяющие ограничатся только изучением ведомостей начисления заработной платы и сверкой их со сданными отчетами. Проверке будут подвергнуты все документы, так или иначе связанные с начислением и уплатой страховых взносов, поэтому стоит заранее привести их в порядок.

[1] См. статьи Е. П. Зобовой «Выездные проверки плательщиков страховых взносов: критерии отбора», № 7, 2011, С. П. Данченко «Порядок проведения выездных проверок ПФР», № 9, 2011.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *