Как подтвердить право на экспортную ставку НДС

Когда российская компания продает товар казахстанскому покупателю, все более-менее ясно: у нашей компании — экспорт, который надо подтвердить, а у казахстанского покупателя — импорт, с которого он должен уплатить НДС в свой бюджет.

Но у одной нашей читательницы сложилась такая ситуация. У компании есть филиал в Казахстане. Он стоит на налоговом учете в казахстанской инспекции в качестве плательщика НДС. Филиал получает от головного подразделения товары по закупочным ценам (товары организация покупает в России) для последующей продажи казахстанским покупателям. Читательница попросила проанализировать предложенную ею схему (в хорошем смысле слова) взаимоотношений с казахстанской и с российской налоговыми службами. Насколько она жизненна и безопасна с точки зрения налогообложения, давайте посмотрим вместе.

Предложенная схема: отгрузка своему зарубежному филиалу — это экспорт

Отметим, что эта схема не уникальна: она довольно широко применяется российскими компаниями, имеющими филиалы в Казахстане.

Рассмотрим ее на условном примере, когда товар куплен у поставщика за 118 руб. (100 руб. — цена товара, 18 руб. — НДС). Этот товар по закупочной цене передается казахстанскому филиалу, а он продает его с наценкой конечным покупателям.

Красным цветом мы выделили те действия, по которым возможны проблемы с налоговиками.

Как видим, передача товара зарубежному филиалу рассматривается как экспортная операция. Собирается пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС (в число которых входит экземпляр заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, предоставленный казахстанским филиалом), после чего сдается декларация в налоговую инспекцию.

Такая схема налоговых взаимоотношений родилась из предпосылки, что импортом может быть признан любой ввоз товаров налогоплательщиками на территорию Казахстана с территории России или Белорусси По общему правилу при импорте товаров надо платить косвенные налоги в бюджет государства-импортер Ну а раз есть импорт у казахстанского филиала, то должен быть экспорт у того, кто передал ему товар, то есть у российской организации.

С казахстанской налоговой инспекцией сложностей не должно возникнуть, ведь ей надо принять «ввозную» НДС-декларацию, проследить за получением налога в бюджет и проставить отметку об уплате налога. Также на практике ранее не было сложностей с дальнейшим вычетом такого ввозного налога.

Однако все не так оптимистично. Российская налоговая инспекция просто не подтвердит нулевую ставку НДС и не будет возмещать налог российской организации.

Дело в том, что передача товара от головного подразделения российской организации к ее казахстанскому филиалу экспортом не является. Ведь экспорт товаров — это вывоз из страны товаров, реализуемых налогоплательщикам А поскольку головное подразделение не может реализовать товар своему филиалу (ведь лицо не может продать что-либо самому себе), то не возникает и оснований для подтверждения нулевой ставки НД

Более того, казахстанский филиал при получении товара от головной компании не должен платить ввозной НДС, даже если такая операция называется импортом. С 1 января 2015 г. это прямо закреплено в Договоре о Евразийском экономическом союзе: косвенные налоги не должны взиматься при импорте товаров, связанном с их передачей в пределах одного юридического лица. Правда, уточнено, что местным законодательством стран может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаро

А до 2015 г. неясности действительно были. Но даже если товар был передан казахстанскому филиалу в 2014 г. и ранее, ввозной налог платить было не нужно. Поскольку правила Соглашения и Протокола были едины как для российских, так и для казахстанских организаций и их филиалов и представительств, мы обратились к специалистам налоговой службы РФ с просьбой рассмотреть зеркальную ситуацию: надо ли было платить до 2015 г. импортный НДС при ввозе в Россию товаров, передаваемых казахстанской компанией ее российскому представительству. И вот какой ответ мы получили.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Когда российское представительство (филиал) казахстанской компании ввозило на территорию России товар, полученный от головной организации для последующей продажи на территории РФ, то ему не требовалось уплачивать НДС при ввозе товаров.

Если российская организация приобретала этот товар у представительства (филиала) казахстанской компании, то российская организация сама должна была:

  • заплатить НДС при ввозе казахстанских товаров на территорию Р
  • подать в свою инспекцию декларацию на уплату косвенных налогов, приложив к ней заявление о ввозе товаров и иные документы, предусмотренные в п. 8 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов;
  • передать представительству (филиалу) казахстанской компании экземпляр заявления о ввозе товаров с отметкой российской налоговой инспекции об уплате косвенных налого

ВЫВОД

Независимо от того, когда товар передан казахстанскому филиалу российской организацией — в 2014 г. или в 2015 г., ввозной НДС платить в казахстанский бюджет не нужно.

Поскольку на этапе передачи товара филиалу нет и не было ни экспорта, ни облагаемого НДС импорта, российские инспекторы попросят доплатить НДС в бюджет, если он был предъявлен к вычету российской компанией при покупке товара.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Когда казахстанский филиал российской организации уплачивает налог при ввозе товаров, переданных ему головным подразделением его российской компании, он допускает ошибку.

Если налог при импорте все же уплачен в Казахстане, то получается, что с точки зрения российского налогового законодательства организация не использовала товар для операций, облагаемых российским НДС: его просто отдали в филиал, а дальнейшая его судьба не регулируется нормами российского Налогового кодекса.

В этом случае подтвердить нулевую ставку российской компании вряд ли получится. Ведь факт экспорта не подтвержден. Следовательно, придется восстановить НДС, принятый ранее к вычету по товарам, переданным филиалу, и включить восстановленную сумму в расход

Читайте также:  Вид на жительство в латвии для белорусов

ЛОЗОВАЯ Анна Николаевна
Минфин России

Мы выяснили, что предложенная схема неверна. Так какая же схема правильная?

Верный подход: экспорт товара — это его продажа казахстанскому покупателю

Вот что говорят специалисты ФНС, рассматривая сложившуюся ситуацию.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если российская организация передает товары в филиал, расположенный в Казахстане, затем заключает договоры на реализацию таких товаров, то (принимая во внимание, что филиал не является юридическим лицом) она может сейчас и могла до 2015 г. применять нулевую ставку НДС в России. Уплачивать НДС при импорте товаров в такой ситуации должны казахстанские покупател

По товарам, предназначенным для экспорта, придется восстановить входной НДС (если он ранее предъявлялся к вычету при расчетах с бюджетом). Но при подтверждении экспорта российская организация, продающая товары через свой казахстанский филиал, может снова принять к вычету этот нало

ЛОЗОВАЯ Анна Николаевна
Минфин России

* После подтверждения экспортной ставки по НДС 0%.

НДС с казахстанского покупателя не взимается, так как эта операция облагается по ставке 0%.

Для подтверждения нулевой ставки НДС российской организации надо собрать полный комплект документов в течение 180 дней с даты отгрузки товаро Одним из необходимых документов как раз и является заявление о ввозе товаров казахстанского покупателя, заверенное налоговой службой Республики Казахста Такое заявление казахстанский покупатель должен заполнить сам, а также не позднее числа месяца, следующего за месяцем принятия товара на учет, представить в инспекцию декларацию (в которой будет отражен импортный налог), приложив к ней комплект подтверждающих документо После проверки такой декларации и проставления казахстанской налоговой службой на заявлении о ввозе товаров отметок об уплате налога покупатель должен передать один экземпляр такого заявления российской организации (или ее филиалу).

С 1 января 2015 г. в связи с образованием Евразийского экономического союза вступил в силу новый Протокол о порядке взимания косвенных налого Но не волнуйтесь: принципы налогообложения при экспорте и импорте сохранены. И, как видим, решен один из сложных вопросов.

Открытие представительств и филиалов
иностранных компаний в Казахстане

Как известно, большинство национальных компаний, в определенный период своего развития ставят одной из своих задач, выведение выпускаемой продукции, либо выполняемых работ и оказываемых услуг на внешние рынки, что может быть сделано в том числе, посредством расширения своего фактического географического присутствия вне страны учреждения компании, либо нахождения головного офиса. Данный процесс закономерный и прогнозируемый, за исключением разве что деятельности компаний имеющих узкую нишевую направленность своей деятельности, в строгой привязке к определенной юрисдикции либо географической территории.

Конечно же, в условиях постоянного развития и совершенствования глобальных информационных технологий и телекоммуникаций, а также всемирной сети, территориальные границы государств в их традиционном понимании стираются, становясь в большинстве случаев условными, однако юридическое и фактическое присутствие подразделений компании вне территории ее учреждения приобретает в наше время актуальную значимость, являясь неотъемлемым элементом финансового, налогового и стратегического планирования.

Более того, в широком смысле для большинства бизнес-структур (головных компаний) важно не столько ведение (осуществление) ею непосредственно коммерческой деятельности в той либо иной юрисдикции, сколько актуально сохранение контроля над своим бизнесом в той или иной стране, обеспечение единых стандартов качества, гарантийной и информационной поддержки своих потребителей и контрагентов, а также возможность оперативного участия в бизнес процессах.

К основным инструментам в осуществлении вышеуказанных задач, традиционно принято относить открытие представительств и филиалов иностранных компаний вне страны их первичного учреждения (регистрации).

Законодательство Республики Казахстан достаточно четко определяет порядок открытия и деятельности представительств и филиалов иностранных коммерческих организаций на территории Республики Казахстан (далее — Иностранные компании).

Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями иностранной компании в Казахстане и не имеют статута юридического лица.

Различия между представительствами и филиалами заключаются в том, что представительства могут осуществлять защиту и представительство интересов иностранной компании, а также совершать от её имени сделки и иные правовые действия на территории Казахстана, а филиалы правомочны осуществлять всю или часть функций иностранной компании на территории Казахстана, в том числе функции представительства. Иными словами, законодательство не позволяет представительствам иметь возможность непосредственно осуществлять хозяйственную или иную коммерческую деятельность на территории Казахстана, в отличии от деятельности филиалов, которым подобные функции юридически предоставлены.

Тем не менее, необходимо отметить, что не смотря на вышесказанные различия, для целей налогообложения представительства и филиалы иностранной компании по налоговому законодательству Республики Казахстан имеют статус постоянного учреждения и являются налогоплательщиками.

В большинстве случаев, основными задачами представительств и филиалов после принятия решения об их открытии, являются:

— прямой выход и работа на казахстанском рынке;

— расширение круга клиентов головной компании;

— содействие в поиске партнеров по совместным проектам и их консультации;

— выполнение не только определенных поручений иностранной компании, но также и организация технического и бытового обеспечения переговоров, встреч, других мероприятий и заключение сделок;

— обработка предложений от потенциальных инвесторов и передача сведений иностранной компании, разработка рекламных мероприятий, изучение конъюнктуры, обобщение информации и предложений по созданию совместных производств и многое другое.

Свою деятельность представительства и филиалы осуществляют на основании утвержденных головной компанией положений, а их руководители (глава, директор) назначаются головной компанией и действуют на основании выданных им доверенностей. Необходимо отметить, что руководителем представительства и филиала может быть назначен как иностранный гражданин, так и гражданин Республики Казахстан. При этом для иностранного гражданина — руководителя представительства и филиала получение в Казахстане разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (т.е. разрешение на работу) не требуется, что является во многих случаях, определяющим фактором при выборе способа начала ведения бизнеса в Казахстане, путем открытия представительства либо филиала, особенно для субъектов малого бизнеса.

Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (от 17 апреля 1995 года № 2198) открытие представительства и филиала иностранной компании в Республике Казахстан осуществляется путем их учетной регистрации в Министерстве юстиции РК и её территориальных органах (далее — Регистрирующий орган). Процедура учетной регистрации и для представительств, и для филиалов идентична.

Читайте также:  Договор пользования общим имуществом снт

Для учетной регистрации представительства и филиала, иностранной компании необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы:

1. Заявление об учетной регистрации, по утвержденной Министерством юстиции РК форме. Такое з аявление должно быть подписано лицом, уполномоченным иностранной компанией, создающей представительство (филиал), и скреплено печатью данной компании (при ее наличии);

2. Положение о представительстве (филиале), в 3-х экземплярах на казахском и русском языках, которое должно быть утверждено иностранной компанией. В Положении необходимо отразить следующие сведения:

· наименование и местонахождение (юридический адрес) представительства (филиала) и создавшего его иностранной компании;

· срок деятельности представительства (филиала);

· цель создания и полномочия представительства (филиала);

· порядок управления представительством (филиалом) и назначения его должностных лиц;

· условия прекращения деятельности представительства (филиала) и порядок передачи его имущества головной компании.

3. Доверенность, выданная иностранной компанией будущему руководителю представительства (филиала) ;

4. Решение (или выписка из Решения) иностранной компании о создании представительства (филиала) ;

5. Легализованная (апостилированная) выписка из торгового реестра или другой легализованный (апостилированный) документ, удостоверяющий, что данная иностранная компания, открывающая представительство (филиал) в Республике Казахстан, является юридическим лицом по законодательству своей страны;

6. Копия учредительных документов (устав и учредительный договор) иностранной компании ;

7. Документ, подтверждающий налоговую регистрацию в стране инкорпорации иностранной компании, с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога);

8. Квитанция или платежное поручение, подтверждающие уплату в бюджет сбора за учетную регистрацию представительства (филиала). Размер сбора зависит от того, относиться ли иностранная компания, открывающая представительство (филиал), к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства согласно критериям, установленным законодательством Республики Казахстан, и составляет:

· для иностранных компаний, отнесенных к субъектам малого предпринимательства — 2 МРП (т.е. 4 242 тенге);

· для иностранных компаний, отнесенных к субъектам среднего и крупного предпринимательства — 6,5 МРП (т. е. 13 786,5 тенге).

* МРП — месячный расчетный показатель, равен 2 121 тенге (примерно 6.30 Долларов США) на дату 12.04.2016г.

Вышеуказанные документы иностранной компании (кроме заявления об учетной регистрации, Положения о представительстве (филиале) и квитанции/платежного поручения) представляются в Регистрирующий орган с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

Процедура учетной регистрации представительств (филиалов) включает в себя проверку Регистрирующим органом соответствия документов, представленных на учетную регистрацию, законодательным актам Республики Казахстан.

Регистрирующий орган при соответствии представленных документов требованиям законодательства РК в течение 1 (одного) рабочего дня осуществляет учетную регистрацию представительства (филиала) и выдает «Справку об учетной регистрации представительства (филиала)». В процессе учетной регистрации Регистрирующий орган одновременно осуществляет постановку на учет представительства (филиала) в налоговых органах Республики Казахстан.

Справка об учетной регистрации представительства (филиала) содержит информацию о дате ее выдачи, бизнес-идентификационном номере (БИН), дате учетной регистрации, наименовании и месте нахождения представительства (филиала), наименовании иностранной компании, создавшей представительство (филиал).

После учетной регистрации представительства (филиала), назначенный руководитель может заказать изготовление печати и открыть банковский счет представительства (филиала).

Большинство крупных иностранных компаний в определенный период своего развития ставят одной из своих задач выведение выпускаемой продукции либо выполняемых работ и оказываемых услуг на внешние рынки. И Казахстан, являясь перспективной страной для развития бизнеса, становится интересной географической территорией для многих иностранных инвесторов. Поэтому в Казахстане появилось и появляется довольно значительное количество иностранных филиалов и представительств. Каков же правовой порядок их создания, организационный статус и каковы особенности деятельности? Обратимся к действующему законодательству.

Сегодня процедуре учетной регистрации и организационно — правовому статусу филиалов и представительств юридических лиц в Гражданском кодексе РК посвящены две правовые нормы. Пункт 4 статьи 42 гласит, что филиалы и представительства регистрируются в установленном законодательными актами порядке и подлежат перерегистрации в случае изменения наименования. Статья 43 имеет более объемное содержание:

«1. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

2. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

4. Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) общественных объединений избираются в порядке, предусмотренном уставом общественного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители структурных подразделений (филиалов и представительств) религиозных объединений избираются либо назначаются в порядке, предусмотренном уставом религиозного объединения и положением о его филиале или представительстве.

Руководители филиалов и представительств иных форм юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности».

Аналогичный порядок назначения руководителей филиалов (представительств) предусмотрен и статьей 24 Закона РК от 16 января 2001 года № 142-11 «О некоммерческих организациях».

В соответствии с подпунктом 29) пункта 1 статьи 10 Налогового кодекса РК филиалы и представительства иностранных компаний считаются их структурными подразделениями, а в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 177 этого же кодекса — их постоянными учреждениями как нерезидентов в РК.

Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями иностранной компании в Казахстане и не имеют статута юридического лица.

Различия между представительствами и филиалами заключаются в том, что представительства могут осуществлять защиту и представительство интересов иностранной компании, а также совершать от ее имени сделки и иные правовые действия на территории Казахстана, а филиалы правомочны осуществлять всю или часть функций иностранной компании на территории Казахстана, в том числе функции представительства. Иными словами, законодательство не позволяет представительствам иметь возможность непосредственно осуществлять хозяйственную или иную коммерческую деятельность на территории Казахстана в отличие от деятельности филиалов, которым подобные функции юридически предоставлены.

Читайте также:  Пожаловаться на поборы в школе анонимно

Для целей налогообложения представительства и филиалы иностранной компании по налоговому законодательству Республики Казахстан имеют статус постоянного учреждения и являются налогоплательщиками.

Филиалы и представительства действуют на основании Положений о них, утвержденных уполномоченным органом создавшей их компанией.

Положение филиала или представительство в обязательном порядке должно содержать:

— наименование и местонахождение филиала (представительства) и создавшего его юридического лица;

— срок деятельности филиала (представительства);

— цель создания и предмет деятельности филиала (представительства);

— порядок управления филиалом (представительством) и назначения его должностных лиц;

— условия прекращения деятельности филиала (представительства) и порядок передачи его имущества компании.

Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица, создавшего филиал (представительство) и выполняет свои функции на основании выданной этим органом и заверенной печатью компании с указанием даты выдачи Генеральной доверенности, в которой конкретно отражается, какие именно правовые действия (сделки) от имени компании он может совершать самостоятельно и какие только после получения согласия от руководства компании. Срок данной доверенности согласно статье 118 ГК РК должен быть не более трех лет. Следует учитывать и то, что по долгам, связанным с деятельностью филиала (представительства) отвечает всем своим имуществом создавшая его иностранная компания.

В соответствии со статьей 168 ГК РК руководитель филиала (представительства) может, если отсутствует прямое запрещение в Генеральной доверенности, передать (передоверить) часть своих полномочий другому лицу по нотариально удостоверенной доверенности. При этом он должен незамедлительно известить о данном акте свою компанию (Доверителя).

Очень важно отметить, что руководителем представительства и филиала может быть назначен как иностранный гражданин, так и гражданин Республики Казахстан. При этом для иностранного гражданина – руководителя представительства и филиала получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, что является во многих случаях определяющим фактором при выборе способа начала ведения бизнеса в Казахстане.

Филиалы и представительства подлежат учетной государственной регистрации в местных органах юстиции и налоговых органах.

Для проведения процедуры регистрации филиала (представительства) иностранной компании — юридического лица в территориальный Департамент юстиции представляются следующие документы:

1. Заявление о государственной (учетной) регистрации установленного образца.

2. Положение о филиале (представительстве), утвержденное уполномоченным органом юридического лица и скрепленное его печатью и подписью руководителя, в трех экземплярах на казахском и русском языках, в прошнурованном и пронумерованном виде.

3. Генеральная доверенность (Доверенность) на проведение процедуры регистрации, выданная органом юридического лица руководителю филиала с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.

4. Выписка из решения (или решение) уполномоченного органа юридического лица о создании филиала (представительства), скрепленная печатью юридического лица, в трех экземплярах, с нотариально заверенным переводом на казахский и русский языки.

5. Легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ (например, сертификат инкорпорации), удостоверяющий, что данная компания, открывающая филиал (представительство) в Казахстане, является юридическим лицом по законодательству своей страны, с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.

(Примечание: согласно Закону РК от 30.12.99 г. «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» и уведомлению МИД Нидерландов от 29.01.2001 г., являющегося депозитарием Конвенции, данная Конвенция вступила для Казахстана в силу. В связи с этим с 30.01.2002 года регистрирующие органы при государственной учетной регистрации филиалов (представительств) иностранных юридических лиц не вправе требовать легализацию выписки из торгового реестра или другого документа, удостоверяющего, что иностранная компания является юридическим лицом по законодательству страны, подписавшей Гаагскую конвенцию от 5 октября 1961 года. Поэтому с 30 января 2001 года все официальные документы, исходящие из более чем 80 государств мира и имеющие квадратный (9х9 см.) штамп «Апостиль», подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дополнительного заверения).

6. Надлежащим образом оформленные копии учредительных документов (устава и учредительного договора или иных аналогичных документов) иностранного юридического лица с нотариально заверенным переводом на казахский или русский язык.

7. Документ, подтверждающий место нахождения филиала (например, договор аренды помещения).

8. Квитанция или копия платежного поручения об уплате сбора за государственную регистрацию.

После учетной регистрации представительства (филиала) назначенный руководитель может заказать изготовление печати и открыть банковский счет представительства (филиала).

Бухгалтерский учет в филиалах (представительствах) иностранных компаний ведется в соответствии с нормами Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Стандартами бухгалтерского учета и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок ведения финансового учета и отчетности. При этом следует учитывать, что представительства не наделены правом осуществления предпринимательской деятельности и поэтому их финансово-хозяйственная деятельность сводится лишь к расходованию средств, выделяемых им копаниями по смете для установленных целей. Таким образом, обязательным требованием при ведении бухгалтерского учета в представительствах является осуществление учета движения денежных средств, расчетов с персоналом по оплате труда, а также налоговых платежей.

Согласно п. 3 статьи 41 Закона РК от 16.01.2001 г. «О некоммерческих организациях» филиалы и представительства (обособленные подразделения) иностранных и международных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории РК, должны ежегодно публиковать в печатных изданиях информацию о своей деятельности, в том числе о своих учредителях, составе имущества, об источниках формирования и о направлениях расходования денег.

Остались вопросы? Нужна консультация или помощь в подгтовке документов? Обращайтесь в компанию "Аллегория" — 8/727/ 250-19-67, 8701 618 08 88

В качестве приложения прилагаем образец генеральной доверенности на руководителя Филиала (представительства).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *