Иностранные граждане, законно находящиеся в Российской Федерации, могут пользоваться в Российской Федерации теми конституционными правами и свободами, которые, в соответствии с положениями главы второй Конституции Российской Федерации, принадлежат «каждому».
Порядок реализации иностранными гражданами тех или иных конституционных прав и свобод зависит от двух факторов: во-первых, формулировки в соответствующих федеральных законах и, во-вторых, особенностей режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
1. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных им или оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г., за исключением посещения территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение. В настоящее время перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 г., в которое, в случае необходимости, вносятся соответствующие изменения и дополнения.
2. Отношение иностранных граждан к избирательному праву. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же участвовать в референдумах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в части 2 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. установлено, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
В настоящее время это право постоянно проживающих в Российской Федераций иностранных граждан закреплено в п.10 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, и в этом случае основанием для реализации данного права должен быть международный договор Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Это, главным образом, отдельные государства бывшего Союза ССР.
3. Участие иностранных граждан в трудовых отношениях. В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. предусмотрены общие основания и условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Разрешение на работу представляет собой официально оформленный документ, подтверждающий право иностранного гражданина (иностранного работника) на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. При этом индивидуальная трудовая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве предпринимателя осуществляется без образования юридического лица.
Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с другими территориальными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем иностранные граждане лишены части тех прав, которые, согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим федеральным законам, предоставляются только гражданам Российской Федерации. К числу таких ограничений относится возможность иностранных граждан занимать определенные должности, относящиеся к государственной или муниципальной службе. Кроме того, иностранные граждане не имеют права: находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; быть членом военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воз- 208 душного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (перечень таких объектов устанавливается Правительством Российской Федерации). Иностранные граждане также не вправе заниматься иной деятельностью и замещать соответствующие должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
В то же время порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50 % акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Отношение иностранных граждан к военной службе. В части 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г, установлено:
«1. Иностранные граждане не могут быть призваны (подч.- И.Б.) на военную службу (альтернативную гражданскую службу).
2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Учет иностранных граждан, поступивших на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г, внесены также дополнения, относящиеся к статусу иностранных граждан, в другие федеральные законы. Так, в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» внесено, в частности, дополнение следующего содержания: с иностранным гражданином, поступившим на военную службу, на военную должность, для которой предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, контракт заключается сроком на пять лет; после истечения этого срока, иностранные граждане увольняются с военной службы.
При заключении контракта иностранный гражданин подписывает текст следующего содержания: «Я, (ФИО), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг».
Внесено также дополнение в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей распространяется также на иностранных граждан, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федераций, других войсках, воинских формированиях и органах и членов их семей.
5. Обязанности иностранных граждан в Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане не только пользуются правами наравне с гражданами Российской Федераций, но и несут наравне с ними соответствующие обязанности.
На них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию Российской Федерации и соблюдать законы, действующие на территории Российской Федерации. Они не должны наносить ущерба интересам России, законным интересам граждан и других лиц.
К числу специальных обязанностей иностранных граждан в Российской Федерации следует отнести:
— обязанность иностранного гражданина в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту его пребывания. В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан также в трехдневный срок зарегистрироваться по новому месту жительства;
— обязанность временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту проживания;
— обязанность выехать из Российской Федерации в течение трех дней в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен;
— обязанность выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы;
— при выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Кроме названных, иностранный гражданин обязан исполнить имущественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан Российской Федерации и других лиц, государственных и муниципальных органов, коммерческих и иных организаций; выполнить обязательства по уплате налогов.

Читайте также:  На какой счет отнести лизинговые платежи

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Права и обязанности иностранных граждан в России ›
  • Права и обязанности иностранных граждан в России

Права и обязанности иностранных граждан в России

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции России иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К отношениям с участием иностранных граждан в РФ применяется так называемый "национальный режим",т.е. уравнивание, с небольшими исключениями, правового статуса иностранных граждан и граждан РФ.

Их статус регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Иностранцы и лица без гражданства делятся на временно пребывающих на российской территории, временно и постоянно проживающих на ней.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы (максимум 90 дней в 180-тидневные периоды) или законом, если он имел право на безвизовый въезд в страну. Так, соглашением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 установлено, что срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем, а срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в РФ членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

Читайте также:  Составление технического плана строения

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ и поступающего на военную службу по контракту, определяется приказом Минобороны РФ от 02.04.2004 г. №101.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

По общему правилу иностранные граждане:

• не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Однако постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

• не могут быть призваны на военную службу по призыву (альтернативную гражданскую службу).

Въезд на территорию РФ для учебы или работы возможен только по приглашениям, выданным МИД РФ или ФМС России по ходатайствую приглашающей стороны.

При въезде на территорию страны для временного пребывания иностранец или лицо без гражданства заполняет миграционную карту, которая является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется бесплатно:

а) при следовании воздушным (морским, речным) транспортом — членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) при следовании железнодорожным транспортом — членами бригад поездов;

в) при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) — водителями;

г) при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком — должностными лицами органа пограничного контроля.

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны "А" и "В") заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории РФ, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Отметки о въезде / выезде проставляются в графах "Для служебных отметок" миграционных карт должностными лицами органа пограничного (а для транзитных пассажиров — и иммиграционного) контроля в момент прохождения иностранными гражданами пограничного (иммиграционного) контроля.

Заполненные въездные части миграционных карт (талоны "А") с проставленными в них отметками о въезде изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в Российскую Федерацию.

Выездные части миграционных карт (талоны "В"), с проставленными в них отметками о въезде, хранятся у иностранных граждан в течение всего периода их пребывания на территории Российской Федерации и сдаются должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из Российской Федерации.

При въезде на территорию РФ с декабря 2014 года иностранные граждан и лица без гражданства обязаны пройти дактилоскопию.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности иностранных граждан в России:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

4. Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 № 101 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту"

5. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.12.2010 № 65 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

Россия всегда была страной, которая притягивала большое количество переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья. Это происходило по многим причинам – из-за войн и катаклизмом, естественного движения народов, обмена научным потенциалом и др.

При этом всегда возникал вопрос: какой правовой статус имеют иностранцы на территории РФ, какие имеют права, обязанности и свободы? Чем регламентируются права иностранных граждан?

Права иностранцев

Защита прав иностранных граждан и их правовое положение в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который можно скачать здесь. Плюс договоренности, подписанные с другими государствами.

Иностранные граждане имеют статуса имеют такие же права, что и российские, за исключением:

  • Они не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях.
  • Не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов.
  • Не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации. Они могут наниматься по контракту, но не имеют права попадать в командный состав военных экипажей.
  • На отдельные должности иностранцев не принимают.
Читайте также:  Номера телефонов участковых инспекторов

Иностранные граждане имеют право получить один из следующих статусов:

  • Временно прибывших людей, с визой или по безвизовому режиму.
  • Проживающие временно (при наличии документа, разрешающего временное пребывание на территории страны).
  • Проживающие постоянно. Они имеют такие же права, как и обычные граждане, могут получать пособия, пенсию, льготы, бесплатную медицинскую помощь и др.
  • Индивидуум, имеющий иммунитет дипломата.
  • Лицо, запрашивающее или получившее статус беженца.
  • Если иностранец не может доказать свою принадлежность к какой-либо стране мира (например, при утере документов) и не имеет статуса на территории РФ, он попадает под правовой статус апатрида.

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Далее в видео про то, как изменились правила въезда на территорию РФ:

Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:

  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Предлагаем к просмотру видео «Мигранты нужны? Опросы среди Россиян»

Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.

При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Федеральной миграционной службе, диппредставительствах или консульствах.

При рассмотрении вопроса о присвоении статуса направляются запросы в различные государственные структуры и на основании ответов оттуда иностранцу дают разрешение или отказывают. Весь процесс может занять до полугода.

В случае отказа, повторить запрос можно не раньше, чем через год.

Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед миграционной службой. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.

Без квотирования этот статус получают следующие категории иностранных подданных:

  • Люди, родившиеся в РСФСР, и имевшие паспорт СССР.
  • Имеют в России недееспособных прямых родственников или детей.
  • Заключили брачный договор с гражданином Российской Федерации.
  • Подписали контракт на службу в вооруженных силах.
  • Лица, участвующие в Госпрограммах переселения.

Вернуться к оглавлению

Таблица 1. Квоты на временное проживание (2017–2019 гг.)

Регион Кол-во по годам
2017 2019 2019
Центральный 38 500 33 400 28 150
Северо-Запад 10 000 9 300 6 610
Южный Федеральный 10 000 11 500 10 400
Северный Кавказ 7 200 6 400 7 050
Приволжский 19 500 19 000 15 000
Уральский федеральный 8 350 7 500 4 950
Сибирский федеральный 21 000 17 000 13 270
Дальневосточный 8 800 6 400 4 930

Что дает право временного статуса

В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *