3. Права и обязанности участников (учредителей) ООО и АО.

Определение прав и обязанностей участников общества является важным элементом правовой характеристики их статуса. Это тот вопрос, в котором в первую очередь должны хорошо разбираться как сами участники общества, так и члены его органов управления.

Могилевский С.Д. указывает, что система прав участников общества имеет достаточно сложную структуру. Это связано с тем, что непосредственно определению прав участников посвящена только одна статья Закона (ст. 8), а положения, прямо или косвенно регулирующие права участников, закреплены, по крайней мере, в шестнадцати его статьях — ст. 6,10,12, 21, 22, 26, 28, 32, 36, 37, 43, 44, 45, 46, 48, 58[8] .

В соответствии со ст.8 указанного закона участники общества вправе:

— участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и учредительными документами общества;

— получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;

— принимать участие в распределении прибыли;

— продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества;

— в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;

— получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Помимо прав, предусмотренных законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Можно отметить, что право участника общества на выход из общества в любое время независимо от согласия других его участников или общества рассматривается как ключевое среди комплекса прав участника, предусмотренных законодательством. Реализация этого права может не только изменить положение самого выходящего из общества участника, но и оказать влияние на положение остающихся участников, а также самого общества.

Не случайно правовые нормы, определяющие это право, отнесены в юридической литературе к числу наиболее спорных положений российского законодательства о хозяйственных обществах, которые в таком виде не известны более ни одному развитому рыночному законодательству[9] .

Важно в связи с этим четко представлять себе все наиболее существенные положения, характеризующие это право участника общества.

Положение о праве участника общества с ограниченной ответственностью в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников является императивной нормой. Поэтому в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 специально было обращено внимание на то, что условия учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью, лишающие участника этого права или ограничивающие его, должны рассматриваться как ничтожные, т. е. не порождающие правовых последствий[10] .

В случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе. Таким образом, участник с момента подачи заявления о выходе из общества лишается всего объема прав и обязанностей, которые были присущи ему как участнику этого общества.

Действительная стоимость доли участника общества должна выплачиваться за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества. В том случае, если таких средств недостаточно, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму.

Необходимо отметить двойственность этих положений.

С одной стороны, несомненно, данные нормы направлены на защиту имущественных интересов самого общества, поскольку за базу средств, из которой должны осуществляться выплаты, берется не стоимость чистых активов, а сумма, уменьшенная на размер уставного капитала. Для выхода из общества участников с небольшим размером долей это ограничение существенной роли не играет, оно в первую очередь касается участников, которые имеют преобладающие доли. В этой ситуации приведенная выше норма является реальной защитой от развала общества.

С другой стороны, учитывая законодательное закрепление минимального размера уставного капитала и последствий, связанных с его уменьшением ниже этого минимального размера, у каждого участника возникает возможность создать ситуацию принудительной ликвидации общества.

Таким образом, реализация права свободного выхода участника из общества с получением им действительной стоимости его доли делает общество с ограниченной ответственностью одной из самых рискованных организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренных российским законодательством. Основной риск, естественно, заключается в том, что общество может понести невосполнимый урон в результате вывода из него либо значительной части финансовых средств, либо значительной части имущества. При этом могут пострадать не только общество и его участники, но и его кредиторы.

Как отмечает С.Д. Могилевский, практика хозяйственной деятельности обществ последних лет показала, что это право может быть сознательно использовано любым участником общества для решения таких, например, задач:

• вывести часть имущества общества с его баланса на баланс нового юридического лица;

• передать контроль за собственностью нового юридического лица ограниченному кругу лиц — участников общества;

• "разорвать связи" по обязательствам и долгам между обществом и новым юридическим лицом[11] .

Ст.9 ФЗ устанавливает, что участники общества обязаны:

— вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и учредительными документами общества;

— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Помимо обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.

Если участник общества грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет, то участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения его из общества (ст.10 ФЗ).

В отношении прав и обязанностей участников акционерного общества можно отметить следующее.

Акционерами общества могут быть российские и иностранные юридические и физические лица на правах и в порядке, определяемых законодательством и уставом общества.

С.Д. Могилевский выделяет безусловные права, которые принадлежат акционерам — физическим и/или юридическим лицам в силу того, что они имеют обязательственные права в отношении акционерных обществ, акционерами которых являются, независимо от типа общества, категории и количества принадлежащих им акций.

К безусловным правам акционеров относятся:

— участие в общем собрании акционеров;

— получение информации о деятельности общества;

— участие в распределении прибыли;

— получение в случае ликвидации общества части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами[12] .

Далее можно выделить права акционеров, обусловленные категориями акций.

Так, акционеры — владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества (ст.31 ФЗ).

К правам акционеров — владельцев привилегированных акций общества ст.32 соответствующего закона отнесено следующее.

Акционеры — владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.

В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения. Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций.

Читайте также:  Отказ в присвоении звания ветеран труда

Таким образом, к привилегиям по сравнению с обыкновенными акциями относятся: получение дивидендов фиксированного размера и преимущественное получение остатков имущества организации-эмитента в случае ликвидации.

Акционеры — владельцы кумулятивных привилегированных акций определенного типа имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором должно было быть принято решение о выплате по этим акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате дивидендов. Право акционеров — владельцев кумулятивных привилегированных акций определенного типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента выплаты всех накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере.

Кроме того, можно выделить права акционеров, обусловленные типом акционерного общества.

Ст.7 ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 №120-ФЗ) установлено, что в открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

В свою очередь акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.

В случае, если акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам.

При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества и (или) общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.

К одной из основных обязанностей участника АО можно отнести обязанность оплатить акции.

Так, согласно ст.34 ФЗ акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества.

В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме (стоимости имущества, не переданного в оплату акций), переходит к обществу. Договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций.

Кроме того, акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций.

Акционерные общества являются распространенным видом коммерческих организаций, поэтому четкое правовое регулирование их деятельности является основой для эффективного функционирования как отдельной организации, так и экономики государства в целом. В статье рассмотрим общие положения об учредителях и акционерах общества.

Акционерные общества являются одним из видов хозяйственных обществ, которые создаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Правовое положение акционерных обществ (далее — общество, АО), а также права и обязанности его акционеров определяются ГК РФ и Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее — Закон N 208-ФЗ). Названный Закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законодательством.

Прежде всего обратимся к нормам ГК РФ, а именно к статье 96 ГК РФ, согласно пункту 1 которой акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества, иными словами, акционеры, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, только в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми. Акционерные общества, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаются открытыми (пункт 1 статьи 97 ГК РФ).

Если же акции общества могут распределяться только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, то такое акционерное общество признается закрытым (пункт 2 статьи 97 ГК РФ).

Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

В своей совокупности акционеры акционерного общества представляют собой орган управления общества, который путем проведения очередного (годового) или внеочередного общего собрания акционеров принимает решения, отнесенные к компетенции общего собрания Законом N 208-ФЗ и уставом общества. В зависимости от величины пакета акций акционеры имеют определенные права по отношению к акционерному обществу, в частности, право на выдвижение кандидатов в состав совета директоров, право на внесение вопроса в повестку дня общего собрания и другие.

Вне зависимости от величины принадлежащего им пакета акций акционеры имеют право на участие в общем собрании акционеров и на получение дивидендов (пропорционально величине принадлежащего им пакета акций, в случае, если общим собранием акционеров принято решение о выплате дивидендов).

Акционерное общество может быть создано путем учреждения и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования).

Приняв решение о создании общества, его учредители в соответствии со статьей 9 Закона N 208-ФЗ обязаны заключить между собой письменный договор, не являющийся учредительным документом общества. Учредители заключают договор, который определяет их совместную деятельность по созданию общества до момента регистрации нового юридического лица. Этот договор должен определять порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества и содержать определенные условия, предусмотренные Законом N 208-ФЗ (пункт 1 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пункт 5 статьи 9 Закона N 208-ФЗ). Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 18 ноября 2003 года N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" разъяснил, что заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества и не является учредительным документом. В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок (Постановление ФАС Поволжского округа от 23 августа 2012 года по делу N А55-14007/2011).

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 208-ФЗ учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Из смысла данной нормы следует, что в составе учредителей акционерного общества могут быть:

— только граждане (гражданин);

— только юридические лица (юридическое лицо);

— и граждане (гражданин), и юридические лица (юридическое лицо).

Право гражданина создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации.

При рассмотрении споров, связанных с учреждением акционерных обществ, судам необходимо учитывать установленные законодательством для отдельных групп юридических лиц ограничения или запрет на участие в таких обществах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать от своего имени учредителями (участниками) хозяйственных обществ, кроме случаев, когда иное установлено законом.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (пункт 4 статьи 66 и пункт 2 статьи 298 ГК РФ).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ (за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть) с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (статьи 6 и 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Читайте также:  Что должно быть в вещмешке полицейского

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут выступать покупателями имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии со статьями 124 и 125 ГК РФ могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ с особенностями, предусмотренными Законом N 208-ФЗ (смотрите пункт 4 статьи 7 Закона N 208-ФЗ).

Юридическое лицо по общему правилу может быть участником акционерного общества в силу своей правоспособности (статья 49 ГК РФ), возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица. Однако данное правило не распространяется на хозяйственные общества, состоящие из одного лица, — они согласно пункту 6 статьи 98 ГК РФ, не вправе быть единственным участником другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица, если иное не установлено законом. В абзаце 2 пункта 2 статьи 10 Закона N 208-ФЗ установлено аналогичное правило. Однако если в акционерном обществе несколько участников, то хозяйственное общество, состоящее из одного лица, вправе быть одним из его учредителей.

Число учредителей открытого общества не ограничено. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти (пункт 2 статьи 10 Закона N 208-ФЗ). Данное правило развивает норму пункта 2 статьи 97 ГК РФ, которая устанавливает, что число участников закрытого акционерного общества не может превышать числа, установленного Законом N 208-ФЗ. Если число учредителей закрытого акционерного общества превысит 50, то есть в создании общества будут участвовать 51 и более лиц, то такое общество должно создаваться в форме открытого акционерного общества.

Пунктом 3 статьи 10 Закона N 208-ФЗ установлено, что учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.

До государственной регистрации акционерного общества в качестве юридического лица его учредители выступают в гражданско-правовых и иных отношениях каждый от своего имени, но для достижения общей цели — создания акционерного общества. Соответственно, ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием общества, законодателем признается солидарной, но при условии, что данные обязательства возникли до государственной регистрации акционерного общества.

В том случае, если какой-либо из учредителей акционерного общества после государственной регистрации общества в качестве юридического лица примет на себя обязательство в интересах общества, то другие учредители уже не могут быть привлечены к солидарной ответственности по этому обязательству на основании пункта 3 статьи 10 Закона N 208-ФЗ.

С момента государственной регистрации общества и приобретения им статуса юридического лица между обществом и его учредителями устанавливаются новые правоотношения.

Так, в силу пункта 1 статьи 34 Закона N 208-ФЗ возникает обязательство учредителей по отношению к обществу оплатить все акции общества, распределенные при его учреждении, в течение года с момента регистрации общества (если уставом не будет установлен меньший срок); при этом не менее 50% уставного капитала учредители обязаны оплатить в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Например, если учредители общества до его государственной регистрации заключили с третьими лицами гражданско-правовые договоры (купли-продажи, аренды помещений и оборудования, средств связи, транспорта и тому подобного), то они отвечают по указанным обязательствам солидарно и не вправе рассчитывать на финансовое или иное участие в их расходах со стороны других лиц. Но если в дальнейшем общее собрание акционеров признает целесообразными и необходимыми для создания акционерного общества сделки, совершенные учредителями на свой риск, и одобрит их, то соответствующее решение общего собрания будет служить основанием для возложения ответственности по таким сделкам на созданное общество, как юридическое лицо, выступающее в качестве самостоятельного участника гражданского оборота. В этом случае акционерное общество становится должником по сделкам, совершенным учредителями, перед их кредиторами.

Г.С. ШАПКИНА
Шапкина Галина Сергеевна
Судья Высшего Арбитражного Суда РФ.
Заслуженный юрист РФ. Кандидат юридических наук, член — корреспондент РАЕН (отделение проблем управления). Специалист по гражданскому праву. Научная проблематика: правовое регулирование экономических отношений, обязательственное право, законодательство об акционерных обществах, деятельность арбитражных судов.
Родилась 1 августа 1930 г. в г. Раменское Московской области. В 1952 г. окончила МЮИ. С 1989 г. по настоящее время — ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения. С 1996 г. по настоящее время — судья ВАС РФ. Арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ.
Автор многочисленных публикаций, в т.ч.: "Федеральный закон "Об акционерных обществах". Сфера действия и практика применения", 1997; "Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах", 1996 (отв. редактор, автор нескольких глав); соавтор Комментария к части второй ГК РФ, 1996.
По закону учредителями акционерного общества могут быть граждане и юридические лица (ст. 66 ГК РФ, ст. 10 Закона "Об акционерных обществах"). Это общее положение конкретизировано и в других нормах законодательства, определяющих порядок и условия создания обществ, устанавливающих специальные требования, предъявляемые в ряде случаев к учредителям, а для некоторых категорий юридических лиц — вводящих ограничения на участие в хозяйственных обществах. Положения законов не всегда трактуются однозначно, что создает трудности при их применении. Отчасти это объясняется недостаточной согласованностью действующих правовых норм.
Для осуществления гражданином или юридическим лицом своего права на учреждение хозяйственного общества необходимо наличие, по крайней мере, трех условий:
1) Соответствующим образом выраженной и юридически закрепленной воли этих лиц, направленной на создание общества.
Выражением ее является единогласно принятое учредителями решение. Оно оформляется в виде решения собрания учредителей, в котором отражаются результаты голосования по основным вопросам создания общества: об учреждении его, утверждении устава, оценки имущества, вносимого учредителями в оплату акций. Единогласие по всем этим вопросам необходимо, поскольку никто, помимо его воли, не может быть принужден к участию в обществе на неприемлемых для него условиях. Этим же собранием формируются органы управления общества, для избрания которых необходимо квалифицированное большинство голосов учредителей — в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди них акции (ст. 9 Закона "Об акционерных обществах" — далее Закон).
2) Учредители должны принять на себя обязательства по участию в создании общества, за выполнение которых будут нести ответственность.
В этих целях ими заключается договор, который определен в законе как договор о совместной деятельности по учреждению общества . В нем решаются не только организационные вопросы, но и указываются наиболее существенные данные, характеризующие создаваемое общество, в том числе — размер его уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей. Закон устанавливает, что учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества и возникающим до его государственной регистрации. Общество отвечает по таким обязательствам лишь в случае последующего одобрения действий учредителей общим собранием акционеров (п. 3 ст. 10 Закона).
———————————
Указанный договор не относится к учредительным документам общества (к последним в акционерных обществах отнесен только устав), а является гражданско — правовым договором о совместной деятельности, на который распространяются все нормы гражданского законодательства о договорах и сделках, в том числе об основаниях признания их недействительными и о применении последствий недействительности сделок (п. 1 ст. 98 ГК РФ, п. 5 ст. 9 Закона "Об акционерных обществах", п. 3 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах").
3) Наличие нужного капитала у учредителей.
Закон (ст. 26) определяет минимальный размер уставного капитала акционерного общества:
не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда — для открытых обществ и не менее стократного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества — для закрытых.
Во многих случаях при создании обществ формируемый уставный капитал значительно превышает эти размеры. Не менее 50 процентов уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а оставшаяся часть — в течение года после ее проведения. Но для отдельных групп обществ, создаваемых, например, в банковской сфере, специальным законодательством установлены иные, более жесткие требования. Банки должны иметь значительно больший размер уставного капитала , чем общества, не относящиеся к кредитным организациям. При этом оплата уставного капитала должна быть произведена его учредителями в полном размере в месячный срок с даты регистрации банка (кредитной организации) .
———————————
Статья 11 Федерального закона РФ "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г.) — далее Закон о банках. // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Статья 15 Закона о банках, п. 16.3, 16.6 Инструкции Центрального банка РФ от 17 сентября 1996 г. N 8. // Вестник Банка России. 1996. N 46.
Закон "Об акционерных обществах" (ст. 34) не связывает оплату уставного капитала с источниками получения необходимых средств учредителями — собственные средства или заемные. Но для акционерных обществ в банковской сфере и здесь действуют более строгие правила. Учредителям банков и иных кредитных организаций запрещено использовать для оплаты уставного капитала привлеченные средства . Все это влияет на определение круга лиц, которые могут выступать в качестве учредителей названных организаций, обусловливает введение определенных критериев и порядка проверки экономической состоятельности и надежности лиц, намеренных выступить в таком качестве. Так, для государственной регистрации банка и выдачи ему лицензий на осуществление банковской деятельности необходимо представить в Центральный банк Российской Федерации декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные Государственной налоговой службой Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал банка. Юридические лица, намеренные стать учредителями коммерческого банка, должны представить аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения ими обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года . Установление для этих организаций более строгих требований направлено на создание гарантий и защиту интересов вкладчиков и иных клиентов (кредиторов) банков.
———————————
См. пункт 13.5 Инструкции Центрального банка РФ от 17 сентября 1996 г. N 8. // Вестник Банка России. 1996. N 46.
Статья 14 Закона о банках.
В отношении физических лиц гражданское законодательство не предусматривает прямых запретов на участие в создании хозяйственных обществ , кроме, естественно, общего требования о том, что принимать соответствующие решения и осуществлять юридически значимые действия по учреждению общества могут лишь дееспособные лица .
———————————
В силу должностного положения не могут быть учредителями акционерных обществ государственные служащие. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 года запрещает государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (п. 1 ст. 11). Принадлежащие государственному служащему акции на все время прохождения ими государственной службы должны быть переданы в доверительное управление (п. 2 ст. 11).
Недееспособные лица могут, вместе с тем, быть собственниками акций, — полученных по наследству, по договору дарения и так далее, — и в этом случае они пользуются имущественными правами, предоставляемыми соответствующими ценными бумагами, — правом на получение дивидендов, ликвидационной доли при ликвидации общества, — но управлять принадлежащим им имуществом (акциями), как и в других подобных случаях, будут их законные представители (родители, опекуны, попечители). См. ст. 28, 37, 38 ГК РФ; а также п. 7.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27. // Вестник ФКЦБ России. 1997. N 7 (12).
Применительно к юридическим лицам в законодательстве проводится дифференциация. Гражданский кодекс Российской Федерации (п. 4 ст. 66) и Закон "Об акционерных обществах" (п. 1 ст. 10) запрещают выступать в качестве учредителей хозяйственных обществ государственным органам и органам местного самоуправления, кроме случаев, когда иное предусмотрено специальными федеральными законами. Запрет распространяется на органы представительной, исполнительной и судебной власти, создаваемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Наиболее сложной является система органов исполнительной власти, поэтому при определении их круга иногда возникают трудности. Исходя из положений Конституции и норм Закона, не могут выступать в качестве учредителей акционерных обществ:
— федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав Правительства Российской Федерации, — министерства, государственные комитеты, ведомства;
— органы, находящиеся в составе администрации субъектов Федерации, — управления, комитеты и другие.
Не вправе быть учредителями акционерных обществ и государственные органы, образующие единую федеральную систему, осуществляющие функции государственного управления и контроля в центре и на местах. Например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, и создаваемые ею территориальные органы, которые должны обеспечивать выполнение установленных законодательством норм и правил функционирования фондового рынка, реализацию принимаемых Федеральной комиссией решений, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг . В таком же положении находится Федеральная служба налоговой полиции, в состав которой входит Федеральный орган, действующий на правах комитета Российской Федерации, и подчиненные ему службы в республиках, краях, областях и так далее, вплоть до межрайонных (местных), наделенные предусмотренными законодательством властными полномочиями, и другие аналогичные органы.
———————————
См. статьи 40, 47 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 1918.
Исключения из общего запрета на участие государственных органов в создании акционерных обществ установлены для немногих государственных структур. Это — Федеральный орган по управлению государственным имуществом (прежде — Госкомимущество России, сейчас — министерство) и соответствующие органы в субъектах Федерации. Участие их в создании акционерных обществ связано, главным образом, с проведением приватизации государственных и муниципальных предприятий. В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее Закон о приватизации) федеральный орган по управлению государственным имуществом вправе выступать учредителем акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации от имени Российской Федерации (при приватизации объектов федеральной собственности). Территориальные органы управления государственным и муниципальным имуществом выступают в подобных случаях учредителями акционерных обществ от имени субъектов Федерации и муниципальных образований. Нормы Закона, предусматривающие, что эти органы могут выступать учредителями акционерных обществ соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. До принятия Кодекса 1994 года они могли осуществлять эти функции от своего имении . Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленумов от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дали разъяснение о том, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 года хозяйственных обществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать такие общества предоставлено соответствующим органам федеральным законом или иными правовыми актами, изданными до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 26) . В случаях, когда учредителем хозяйственного общества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 года, в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие Кодекса его учредителем признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595.
См. пункт 3 Указа Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". // СЗ РФ. 1992. N 7. Ст. 386; Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий по управлению и распоряжению объектами государственной собственности" // САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 593, а также Положения о названном Комитете и Фонде, изданные до принятия ГК РФ.
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. N 9.
Согласно статье 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" глава 4 Кодекса, определяющая порядок создания и правовое положение юридических лиц, вступила в силу с момента официального опубликования этого акта — 8 декабря 1994 года.
Пунктом 3 статьи 94 Закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что по вкладам государства или муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *