Реформирование системы образования затрагивает практически все стороны жизни учителей и учеников, от формата сдачи ЕГЭ до графика, по которому работают те или иные учебные заведения. Ни для кого не секрет, что в России. Как и во многих других странах, есть школы, работающие по 5-тидневному графику и школы, в которые необходимо посещать 6 дней в неделю.

Быть или не быть шестидневке? Над решением этого вопроса на протяжении многих лет работ психологи, педагоги и ученые, но еще более активно эта тема обсуждается в родительских кругах. Скажем прямо – перспектива рано вставать в свой законный выходной, что бы собрать ребенка в школу, да еще и необходимость корректировать свои личные планы с учетом работы учебного заведения нравится далеко не всем родителям.

Так что же ждет нас относительно пятидневок в 2018-2019 учебном году? Давайте разбираться.

Отменят ли шестидневку в ближайшее время?

Известно, что существует несколько петиций, собравших большое количество подписей с просьбой о пересмотре графика работы школ с установленным 6-тидневным графиком. Но и в 2019 учебном году график работы каждой отдельно взятой школы, будет ли это пятидневка или шестидневка, будет принимать непосредственно руководство учебного заведения.

Многим кажется, что министерство просто упорно не желает удовлетворять требования родителей, которые вышли на борьбу за дополнительный выходной день для школьников.

Но так ли это? Действительно ли можно взять и одним приказом навсегда отменить рабочие субботы для детей и учителей? Что бы понять сложность этой проблемы настойчивым родителям стоило бы лучше изучить законодательство и учебную программу.

Почему существует шестидневка?

Необходимость задействовать субботу в большинстве случаев продиктована тем, что даже при огромном желании невозможно распределить учебные предметы для учеников 6-11 классов на 5 учебных дней, если учесть все существующие для предметов коэффициенты и санитарные требования.

Не углубляясь в тонкости составления расписания большого учебного заведения, приведу для примера такие нормы:

  • математика, физика, языки и некоторые другие дисциплины не должны назначаться на первые и последние уроки;
  • предметы, на которых особенно важна усидчивость ребенка, не должны стоять после физкультуры;
  • в один день нельзя перегружать школьников (тут существуют определенные коэффициенты, таблица которых пользуются завучи при составлении расписаний);
  • учителя предметники не должны читать более 3-х уроков подряд (эта норма, конечно, у нас часто нарушается);
  • предметы, изучаемые более 1 раза в неделю, стоит расставить с определенным интервалом.

Это лишь малая доля существующих ограничений. Добавьте к этому деление классов на 2 (а иногда и 3-4) подгруппы и получите нерешаемую задачу. И это не преувеличение. Большинство автоматизированных сервисов по составлению расписаний реально не справятся и спросят, какое из «важных министерских правил» можно проигнорировать.

Плюсы шестидневной учебной недели

  • правильно распределенная учебная нагрузка;
  • меньшее количество уроков в день;
  • меньшее количество домашних заданий, со дня на день;
  • больше возможностей для посещения детьми кружков и секций;
  • возможность начинать рабочий день немного позже, чем школы с 5-тидневкой.

Минусы шестидневки

  • устоявшееся негативное отношение к обучению в субботу;
  • прогулы уроков без уважительных причин и часто с ведома родителей;
  • конфликт с убеждениями некоторых вероисповеданий, где работа и даже учеба в субботу считается неприемлемой;
  • праздничные дни, попадающие на субботу, не переносятся, как для организаций с пятидневной трудовой неделей.

Мифы о шестидневке

Так ли ужасен 6-й рабочий день для школьника?

На самом деле, далеко не все настолько печально. Подавляющее большинство учебных заведений придерживаются таких правил:

Узнать, какой график ожидает ребенка в будущем можно и нужно еще на этапе выбора школы. Если в приоритете качественное конкурентное образование, то проблема рабочей субботы не так актуальна, как качество педагогического состава и условия, в которых будет учиться ребенок.

Конечно, возникает новый вопрос – нельзя ли, добавляя в специализированных школах часы на предметы профильного цикла уменьшать часы на дисциплины, которые детям, определившимся с профилем, точно не пригодятся? Но это уже совершенно другая тема, требующая пересмотра списка предметов вариативной и инвариативной составляющей отечественного образования.

Постоянно растущая нагрузка на учеников волнует даже учителей, а у родителей вызывает нервное потрясение. Внедрение ЕГЭ уже не кажется таким страшным, как наличие 7 уроков ежедневно с учетом учебы и по субботам. Раньше большинство школ работало по 5-дневной системе обучения, причем редко когда у детей среднего звена было более 6 уроков. Теперь же и при 6 днях учебы уже в 7-8 классе некоторые школьники имеют 7 уроков в будни. Хотя недавно прошел слух, что скоро будет внедрена обязательная пятидневка в школах России в 2019-2020 году. Остается понять насколько этот слух реален и есть ли хоть толика правды, дающей надежду на снижение учебной нагрузки на детей.

Преимущества и недостатки пятидневной учебной недели

Некоторые родители еще на начальной стадии подготовки к занятиям интересуются будет ли в школе пятидневка или детям потребуется заниматься и в субботу. При этом есть как сторонники каждой системы обучения, так и противники. Логика каждого из них понятна — одни за то, чтобы у детей было больше времени на отдых, другие считают, что школьников надо занимать по максимуму, не давая шанса заниматься ерундой.

С одной стороны желающие занять детей полезным делом правы, но не лучше ли отправить их тогда на кружки или в секции, чтобы ребятишки развивались разносторонне, получая от этого удовольствие, а не уныло сидели в школе. Впрочем, можно заранее изучить плюсы и минусы пятидневки, чтобы понять подходит ли такая система организации занятий.

Плюсы пятидневного обучения больше носят семейно-дружеский характер:

  1. Родители имеют возможность не вставать с раннего утра по субботам.
  2. Наличие 2 выходных дает возможность проводить больше времени с семьей и друзьями.
  3. Большее количество свободного времени в выходные позволяет чаще выезжать на природу.
  4. Школьник может регулярно посещать старших родственников, не тратя единственный выходной.
  5. Даже при выполнении объемного домашнего задания у ребенка сохраняется хотя бы один день отдыха.

Только не стоит забывать, что наравне с плюсами существуют и минусы. В пятидневке они заключаются в повышении умственной, эмоциональной и даже физической нагрузки. Возросшее количество уроков оставляет меньше свободного времени вечером, а секции, кружки, хобби и домашнее задание никто не отменяет. Поэтому в будни дети вынуждены более интенсивно трудиться, оставляя меньше времени на развлечения, но их они могут хотя бы перенести на один из выходных дней. Вопрос в том, способен ли отдельно взятый ребенок выдерживать такие нагрузки или ему лучше учиться на шестидневке, имеющей и свои преимущества.

Плюсы и минусы учебы на шестидневке

В выборе системы обучения с 6 днями «виноват» учебный план. Объем преподаваемых знаний никак не может позволить вместить его в стандартные 6-7 уроков без учебы в субботу. Теоретически можно в какие-то будние дни сделать по 8 уроков, но впитываемость знаний на последних занятиях будет критически малой. В итоге утрачивается сам смысл такого урока, т.к. дети приходят в школу не для того, чтобы учителя просто им что-то рассказали — ученики должны получить знания и запомнить определенный объем информации.

В целом именно факт увеличенного объема знаний является одним из плюсов шестидневной системы обучения. Только школьникам в период обучение это кажется явным минусом, ведь из-за такого подхода у них больше уроков и домашних заданий. Попутно даже непрофильная школа, применяющая 6-дневку, дающую возможность исключить наличие 7 уроков при более скромной программе обучения, обладает преимуществом перед образовательным учреждением, работающим только по будням.

В этом случае плюс заключается в возможности пораньше освободиться из школы, чтобы побольше отдохнуть, погулять или сходить на какой-либо кружок или посетить занятия в спортивной секции. Причем если убрать уроки с субботы, то дети будут либо идти на дополнительные занятия голодными, либо не успевать к их началу, т.к. придут из школы поздно. Поэтому наличие шестидневки в простых и специализированных школах дает такие плюсы:

  1. Появление свободного времени в будние вечера.
  2. Уменьшение объема ежедневных домашних заданий.
  3. Увеличение качества запоминания новой информации.
  4. Снижение физической и психоэмоциональной нагрузки.
  5. Меньшее количество перепадов настроения, вызванных усталостью.
  6. Появление возможности совмещать учебу с несколькими секциями и кружками.
Читайте также:  Дисциплинарный арест назначается на срок

Минусы у такой формы обучения тоже есть — родителям, работающим по будням, приходится занимать субботнее утро, семья теряет один общий день, у детей остается меньше времени на общение с друзьями по выходным. Впрочем, последнее компенсируется тем, что благодаря меньшему количеству уроков по будням, дети могут пообщаться и среди недели. Поэтому этот недостаток играет роль только в случае несовпадения графиков в школах у друзей. Также есть и еще одно нежелательное влияние — наличие только одного выходного дня часто является препятствием для семейных выездов на природу, посещения родственников, культурного отдыха. По факту единственный выходной жаль тратить на множество дел, детям просто хочется выспаться, погулять, заняться хобби или просто пообщаться с близкими людьми, родителями и друзьями.

Законы о выборе графика работы образовательного учреждения

Выявляя какие школы перейдут на пятидневку, люди должны помнить о том, что законодательно образовательные учреждения не принуждают к такому процессу. Гимназии и школы могут сами выбирать систему обучения, основываясь на контингенте, имеющейся программы, наличия свободных аудиторий и даже учитывая желания коллектива. По сути введение пятидневки стараются осуществить большинство образовательных учреждений, имеющих возможность осуществить такой переход без ущерба для учащихся.

Закон об обязательном переходе на пятидневную систему обучения еще не вышел. Пока чиновники из сферы образования позволяют школам самим выбирать график работы. Обычно такое решение принимается «костяком» педагогического коллектива во главе с директором и завучами. Часто школы уже даже не рассматривают ежегодно этот вопрос — они просто продолжают функционировать в привычном режиме.

Что касается слухов, в которых сам Владимир Путин издал указ, требующий перевести всех школьников на 5 дней обучения в неделю, то это недостоверные данные. Министерство образования и высшее руководство страны понимают, что иногда лучше что-то рекомендовать для использования, а не приказать это делать. Примером может служить рекомендация перейти на обучение в одну смену, но в некоторых школах такой возможности нет, поэтому и обязательного приказа по теме не существует. Такая же история происходит и с выбором системы обучения, ведь часто в школах на местах многое виднее, чем из министерства или кабинета главы государства.

Комбинированные системы обучения и облегчающие факторы

Во всех образовательных учреждениях самые маленькие школьники занимаются по пятидневной системе обучения. При этом не вся начальная школа может похвастаться таким графиком занятий. Ряд лицеев и гимназий вводит занятия по субботам с 3 или 4 класса. Есть и обычные школы, практикующие шестидневку с четвертого года обучения.

Это даже сложно назвать комбинированным способом. К нему больше подойдет простой принцип разделения — малыши учатся 5 дней в неделю, а у детей постарше появляются занятия по субботам. Такой подход к комбинированию применяет большинство школ, практикующих шестидневную систему обучения. Впрочем, есть и другие варианты организации школьных занятий. Некоторые образовательные учреждения не совершают переход на пятидневку, а выбирают один или несколько способов, комбинирующих разные системы организации занятий.

Эти варианты можно использовать отдельно, совместно или чередуя:

  1. Начальная школа освобождается от уроков по субботам.
  2. На шестидневке учатся дети только из 9-11 классов.
  3. До 6 класса включительно дети занимаются на пятидневке.
  4. Школьники с 6/7 класса начинают заниматься через 1 субботу.
  5. По субботам занимаются только ученики профильных классов/школ.
  6. Школа имеет возможность предоставления выбора пяти- и шестидневной недели.

Последний вариант наиболее редкий, известны лишь единичные случаи. Обычно это связано с предыдущим пунктом, касающимся профильных классов. Причем вероятность попасть по прописке в такую школу значительно выше в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах, нежели в малых населенных пунктах. В остальном же графики у школ вариативны, к тому же не надо ждать когда начнется учеба, обычно к началу года образовательное учреждение уже точно знает будет ли работать по 5 или 6 дней в неделю.

Пятидневка в школах России в 2019-2020 году вполне реальна, но никто пока не планирует ее вводить на обязательной основе. Министерство образования рекомендует переход на 5-дневную систему обучения всем образовательным учреждениям, имеющим такую возможность.

Пятидневка в школах России 2019 – Путин так и не принял закон, а дети продолжают учиться с увеличенной нагрузкой.

Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневное обучение. В последние годы школы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах перешли на новый график самовольно, а вот в том же Краснодаре, где с подачи мистера Ипотеки выросло много новостроек, но не было построено практически ни одного среднего образовательного учреждения, о такой реформе и мечтать не могут (в начале учебного периода одна школа набрала аж 22 первых класса).

Читайте также:  Правила реализации кондитерских изделий

Министр образования тоже за последние недели на этот счет не делал никаких заявлений. Очередное 1 сентября наступило, а многолетняя проблема так и осталась не решенной.

Растят рабов, а не ученых

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных школ, например, православных гимназий, где у детей вообще нет выходных. В субботу они учатся, а в воскресение их заставляют идти на воскресную службу в храм. Многие дети вместо радости это воспринимают как наказание.

Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы — дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки пятидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, знания иностранных языков и основного кругозора у выпускников.

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек получает высшее профильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.

В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству — налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят — стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность — сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю. Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решит эту проблему.

Так что о пятидневке в школах России в 2019 году закон пока не был принят, а Путин, похоже, не собирается реформировать систему образования. Его правительству необходимы квалифицированные военные, тупые спортсмены и простые рабы, которых с детства приучают жить от звонка до звонка без права на отдых. А полноценные образованные люди, способные поднять страну и оторвать ее от нефтяной трубы, творческие личности, изобретатели, музыканты, поэты и художники стране не нужны.

Последние новости

Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.

>