Содержание

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 39-КГ16-1 Суд отменил принятое апелляционное определение об отказе в иске по делу о возмещении ущерба в порядке регресса, поскольку страховщик имеет право регресса к лицу, управляющему транспортным средством, но не включённому в число допущенных к управлению водителей по договору ОСАГО

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С., Асташова С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"

о возмещении ущерба в порядке регресса

по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Асташова С.В., выслушав Чумакова А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

ООО "Росгосстрах" обратилось в суд с названным выше иском, указав, что 29 мая 2014 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего на праве собственности Чумаковой В.А. автомобиля . под управлением Чумакова А.А. и автомобиля ". " под управлением его собственника Сорокина А.В. Виновным в дорожно-транспортном происшествии признан Чумаков А.А. Риск гражданской ответственности владельца автомобиля . застрахован по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в ООО "Росгосстрах", однако в страховом полисе Чумаков А.А. в числе водителей, допущенных к управлению транспортным средством, не указан. 23 июня 2014 г. ООО "Росгосстрах" выплатило Сорокину А.В. страховое возмещение в размере 86 027 руб. 86 коп.

21 августа 2014 г. Чумакову А.А. истцом была направлена претензия о возмещении ущерба в добровольном порядке, однако ответчик ущерб не возместил.

ООО "Росгосстрах" просило взыскать с Чумакова А.А. в порядке регресса возмещение ущерба в сумме 86 027 руб. 86 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 780 руб. 84 коп.

Решением Железногорского городского суда Курской области от 25 марта 2015 г. исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ООО "Росгосстрах" содержится просьба об отмене названного апелляционного определения со ссылкой на существенные нарушения норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Асташова С.В. от 14 марта 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

От представителя ПАО "Росгосстрах" Шумаковой Е.М. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей этого общества.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются предусмотренные статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного спора.

Судом установлено, что 22 мая 2014 г. между ООО "Росгосстрах" и Чумаковым А.А. был заключён договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства — автомобиля . принадлежащего на праве собственности Чумаковой В.А. При этом у Чумакова А.А. имелась нотариальная доверенность, выданная ему собственником автомобиля Чумаковой В.А., на распоряжение и управление этим транспортным средством.

Страховщиком в подтверждение заключения договора ограниченного страхования был выдан страховой полис . N . в котором в качестве лиц, допущенных к управлению этим транспортным средством, указаны водители Сальников А.Л. и Баранов Ю.В. Чумаков А.А. в числе допущенных к управлению водителей не указан (л.д. 82).

29 мая 2014 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля . под управлением Чумакова А.А. и автомобиля ". " под управлением его собственника Сорокина А.В.

Постановлением по делу об административном правонарушении виновным в дорожно-транспортном происшествии признан Чумаков А.А.

5 июня 2014 г. Сорокин А.В. обратился в ООО "Росгосстрах" с заявлением о прямом возмещении убытков.

ООО "Росгосстрах" признало указанное выше дорожно-транспортное происшествие страховым случаем и 23 июня 2014 г. выплатило Сорокину А.В. страховое возмещение в размере 86 027 руб. 86 коп. (л.д. 73).

21 августа 2014 г. ООО "Росгосстрах" обратилось к Чумакову А.А. с претензией о возмещении причинённых убытков в сумме 86 027 руб. 86 коп., ссылаясь на то, что по условиям договора страхования он не указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (л.д. 72).

Чумаков А.А. в добровольном порядке ущерб не возместил.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ООО "Росгосстрах", суд первой инстанции указал, что Чумаков А.А., по вине которого произошло дорожно-транспортное происшествие и причинён ущерб, не включён в число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в связи с чем у истца возникло право регрессного требования.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда указала, что оснований для взыскания с Чумакова А.А. страхового возмещения в порядке регресса не имеется, поскольку он управлял автомобилем на основании генеральной доверенности и является страхователем по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенными нарушениями норм материального права.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее — Закон об ОСАГО) под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного Закона договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Статья 16 этого же Закона предусматривает, что владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учётом ограниченного использования транспортных средств, находящихся в их собственности или владении.

Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан, признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трёх и более месяцев в календарном году.

Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования (пункт 1).

Читайте также:  Справка о смерти родственника на работу

При осуществлении обязательного страхования с учётом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования (пункт 2).

В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию соразмерно увеличению риска (пункт 3).

Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: наличия или отсутствия страховых выплат, произведённых страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведённых страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Пунктом 2.1 этой же статьи установлено, что для случаев обязательного страхования гражданской ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, их водительский стаж и возраст.

Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" определены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от предыдущих страховых выплат — от 0,5 до 3, а также от стажа и возраста водителей — от 1 до 1,8 (пункты 2, 4 приложения 2).

Таким образом, при ограниченном использовании транспортного средства только определёнными договором водителями количество таких водителей, их водительский стаж, возраст, предшествующие страховые выплаты в отношении каждого из этих водителей имеют существенное значение для определения степени страхового риска и, соответственно, размера страховой премии, а следовательно, указание этих водителей в договоре страхования, страховом полисе обязательно вне зависимости от того, является ли тот или иной водитель собственником транспортного средства либо управляет им на ином основании, а также от того, заключался ли договор страхования этим лицом либо другим лицом.

Как следует из материалов дела, Чумаков А.А. в заявлении о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства указал ограниченное использование автомобиля, а именно управление им только водителями Сальниковым А.П. и Барановым Ю.В. Себя в качестве водителя Чумаков А.А. не указал (л.д. 80).

На основании данного заявления страховщиком рассчитан страховой тариф и выдан полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором в качестве лиц, допущенных к управлению автомобилем, указаны Сальников А.П. и Баранов Ю.В., однако сам Чумаков А.А. в этом списке не значится (л.д. 82).

Предусмотренного законом сообщения о дополнении списка лиц, допущенных к управлению транспортным средством, о включении в их число Чумакова А.А., а также об уплате обусловленной этим обстоятельством дополнительной страховой премии впоследствии страховщику не поступало.

В соответствии со статьёй 14 Закона об ОСАГО, а также с пунктом 76 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (действующих на момент возникновения спорных отношений), страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведённой страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).

Таким образом, в силу прямой нормы закона страховщик имеет право регресса к лицу, управляющему транспортным средством, но не включённому в число допущенных к управлению водителей по договору ОСАГО.

Размер ущерба в этом случае определяется по общим правилам, в том числе предусмотренным статьёй 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит нужным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г. отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 9 июня 2015 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий Горшков В.В.
Судьи Гетман Е.С.
Асташов С.В.

Обзор документа

Страховая компания предъявила иск к водителю, виновному в ДТП. Она просила взыскать с него в порядке регресса страховое возмещение, выплаченное второму участнику аварии по его заявлению о прямом возмещении убытков. Иск обосновывался тем, что ответчик не указан в страховом полисе в числе водителей, допущенных к управлению транспортным средством.

Апелляционная инстанция отказала в иске. Она исходила из того, что ответчик управлял автомобилем на основании генеральной доверенности и является страхователем по договору ОСАГО.

Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала такую позицию неверной.

Закон об ОСАГО позволяет заключать договоры ОСАГО с учетом ограниченного использования транспортных средств (т. е. только теми водителями, которые указаны страхователем).

Количество таких водителей, их стаж, возраст, предшествующие страховые выплаты в отношении каждого из них имеют существенное значение для определения степени страхового риска и, соответственно, размера страховой премии.

Следовательно, указывать этих водителей в договоре, страховом полисе обязательно вне зависимости от того, является ли тот или иной водитель собственником машины либо управляет ею на ином основании, а также от того, заключался ли договор страхования этим лицом либо другим лицом.

Ответчик заключил договор ОСАГО с учетом ограниченного использования автомобиля только двумя водителями. Но себя в качестве водителя он не указал.

Согласно закону страховщик вправе предъявить регрессное требование к причинителю вреда в размере произведенной страховой выплаты, если этот человек не включен в число лиц, допущенных к управлению (при заключении договора с условием использования транспортного средства только определенными водителями).

Таким образом, страховщик имеет право регресса к лицу, управляющему транспортным средством, но не включенному в число допущенных к управлению водителей по договору ОСАГО.

Увеличение числа транспортных средств на наших дорогах непременно ведет к резкому скачку численности ДТП. А любая аварийная ситуация — это дополнительные расходы. Если у участников ДТП имеются страховые полюса, то покрытие расходов будет осуществлено по ним. Однако, если человек виновен в аварии, а его страховая компания выплатила компенсацию пострадавшему, то его будет ожидать такой малоприятный процесс, как регресс. О том, что это такое, и как происходит взыскивание страховой в порядке регресса, стоит поговорить дальше.

Основания для регресса при взыскании с виновника ДТП

Регресс представляет собой процесс взыскания тех денежных средств, которые были затрачены страховой компанией на покрытие расходов пострадавшего в ДТП. Эти деньги в полном объеме взыскиваются с виновника ДТП, после того, как факт вины будет окончательно установлен.

Механизм регресса имеет также и другое название. В ст.14 этот процесс именуется как обратное требование, и является частью общей системы автогражданской ответственности. То есть, по сути это подразумевает собой, что лицо (или организация) выплатившее потерпевшему материальную компенсацию, возвращает свои средства путем взыскания с человека, по вине которого произошла дорожная авария.

Страховая взыскивает с виновника ДТП в порядке регресса компенсацию в любом случае. Только вот большинству наших соотечественников это невдомек, так как они не всегда ознакомлены со всеми правилами автострахования в полном объеме. Это приводит к тому, что люди, которые имеют страховой полис, и по вине которых произошла дорожная авария, уверены в том, что все отлично, ведь они застрахованы. Поэтому требование страховой возместить их ущерб воспринимается многими людьми, как попытка обмана со стороны страховщиков.

Читайте также:  Могут ли меня выписать без моего ведома

Подобное суждение всегда приводит к последствиям. Учитывая тот факт, что изначально подобное суждения не является верным, и виновник ДТП понесет ответственность в любом случае, в том числе и материальную. Страховая компания оплачивает все убытки, которые авария принесла пострадавшему, и вполне естественно, что она захочет вернуть свои деньги назад.

Российская законодательная база предоставляет возможность взыскания денежных средств с ответственного лица в порядке регресса. Этот механизм применяется в любой конфликтной ситуации, в которой участвует три стороны, одна их которых выполняет роль поручителя (страховая компания). И если страховой случай наступает по вине одной из сторон конфликта, то поручитель имеет полное право требовать с виновника компенсацию всех расходов, которые на него ложатся в результате ДТП.

Так уж сложилось, что в современной жизни нас ожидает немало ситуаций, когда финансовые взаимоотношения между тремя сторонами проходят через такую процедуру, как регресс. К примеру, это поручительство в банке, ответственность третьих лиц по уплате долговых обязательств, а также вопросы страхования. Взыскание долга путем регресса проходит зачастую через суд, причем гарант финансовой стабильности (поручитель) получит свои средства назад только по истечению судебного заседания и после вынесения окончательного вердикта.

Процедура судебного разбирательства по возврату денег поручителю состоит из нескольких основных этапов.

  1. Формирование иска в порядке регресса по ДТП с указанием всех требований и претензий к ответчику, а также приложенными документами, которые подтверждают финансовые траты поручителя.
  2. Досудебное урегулирование ситуации. На этом этапе проводятся попытки завершить процесс без привлечения суда, а также формируется доказательная база, и выявляются основания дл совершения регресса.
  3. Непосредственно сам судебный процесс, который предусматривает рассмотрение всех обстоятельств конфликтной ситуации, и вынесение окончательного решения о взыскании с виновника ДТП денежных средств или освобождении его от финансовой ответственности.

Право на компенсацию в порядке регресса возникает по определенным причинам. Среди основных обстоятельств, которые могут привести к инициации механизма, можно выделить:

  • возмещение ущерба в частичном объеме, если в виновников аварийной ситуации на дороге несколько. В таком случае все затраты будут разделены между ними в равных пропорциях, и с каждого будет взыскана определенная сумма;
  • взыскание по ОСАГО. После того, как вина человека в ДТП доказана, страховая компания может предъявить ему иск на возмещение финансовых ресурсов в порядке регресса;
  • возмещение ущерба работникам, которые пострадали по вине других лиц. Работодатель может вернуть выплаченную компенсацию и выдвинуть требования, согласно которым компенсации всего ущерба будет возложена непосредственно на виновника аварии;
  • требование от одного из членов семьи к другим, о возмещении части его затрат на выплату платежей по коммунальным услугам.

Требование о возмещении ущерба в порядке регресса

Старт процедуры регресса в отношении виновника ДТП страховая компания может инициировать на основании замены должника. Но при этом, применить эту возможность на практике страховщики могут при стечении некоторых обстоятельств и появлении соответствующих условий, иначе существование полиса ОСАГО было бы под вопросом. Ведь в таком случае клиент не мог бы использовать страховые суммы для покрытия долгов перед потерпевшим. Таким образом, регресс был бы обязательным для любой дорожной ситуации, и для всех виновников аварийного происшествия.

Чтобы предоставить отечественным автолюбителям некоторую защиту, государство обязало страховые требовать начала механизма регресса только в определенных случаях, которые являются грубым нарушением ПДД и могут привести к серьезным последствиям:

  • если виновник аварии находился на момент происшествия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и именно это привело к тому, что по его вине произошла аварийная ситуация;
  • если на момент попадания в аварию человек не имел при себе водительского удостоверения, или же его срок действия закончился. Водительские права выдаются на 10-летний срок, после чего нуждаются в продлении. Если этого не выполнить, что будет считаться, что прав у водителя попросту не имеется;
  • если виновник аварии находился за рулем машины, которая ему не принадлежит, и при этом не имеет на руках доверенность на управление ТС;
  • если водитель грузового транспортного средства не прошел вовремя технический осмотр и имеет на руках просроченный талон ТО;
  • если виновник аварии не вписан в полис ОСАГО. Такое часто случается по вине страховой компании, когда ее сотрудники попросту забывают вписать в полис имя своего клиента. Поэтому необходимо быть особенно внимательным, ведь в случае чего, этот недостаток может негативно сказаться на самом водителе, даже несмотря на косвенную вину страховщиков;
  • если виновник ДТП после аварии пытается скрыться с места происшествия;
  • если человек спровоцировал аварийную ситуацию умышленно, то есть полностью осознавая последствия своего поступка.

Из всего этого можно сделать вывод, что страховая компания имеет право начать механизм регресса лишь при стечении определенных обстоятельств. Причем все они в той или иной мере связаны с грубыми нарушениями ПДД и законов страны. Поэтому, садясь за руль, необходимо проявить предельное внимание и осторожность, и стараться ни в кое мере не нарушать условия отечественного законодательства.

Срок взыскания страховой компанией страхового возмещения в порядке регресса

Порядок регресса, то есть требование страховой компании на погашении своих затрат, основывается на ст. 76 Правил ОСАГО. Как показывает практика, мало кто в состоянии дочитать правила страхования до самого конца, и потому трактуют все указанное в ней совершенно неверно, либо же вообще не подозревают о существовании подобных возможностей.

По неведомым причинам, многие автолюбители уверены, что если вы скрылись с места происшествия, или же находились за рулем «под градусом» то страховая вовсе не будет платить. На самом деле это не так. Страховая компания в любом случае выполнит свои обязательства по компенсации ущерба пострадавшим. Только вот после этого она подаст иск на виновника ДТП с целью вернуть свои средства. Но это только в том случае, если имеет место быть одно из условия, которые рассматриваются в ст. 76 Правил ОСАГО.

Можно ли обжаловать протокол ГИБДД читайте тут.

О том, как избежать наказания за отказ от медосвидетельствования читайте по ссылке: http://1avtourist.ru/lishenie-prav/kak-izbezhat-netelstvovaniya.html

При этом совершенно не обязательно, что страховщики предъявят вам иск сразу же после того, как выплатят компенсацию пострадавшему. Закон дает им трехлетний период исковой давности, который начинается с момента ДТП.

Именно поэтому страховщики обычно никуда не торопятся, и зачастую выплат по страховому случаю предстоит ожидать довольно продолжительный срок. Только вот рассчитывать на то, что компания забудет потребовать свои деньги назад не стоит. В любом случае, учитывая тот факт, на страховая приобретает права потерпевшего в момент ДТП, иск не заставит себя ждать.

Что делать, если страховая подала регрессивный иск против вас

Получив судебное уведомление о подаче против вас иска о взыскании затрат в порядке регресса, необходимо сразу же обратить внимание на дату подачи заявления. Она не должна быть больше 3-х лет с момента аварийной ситуации.

Кроме того, эксперты рекомендуют припомнить все обстоятельства аварии. Вполне возможно, что условия ДТП, которые произошли по вашей вине, не дают прав страховой компании требовать возврата денег.
Ну и наконец, стоит внимательно проверить все денежные суммы. Страховщики обманывают своих клиентов, стремясь выплатить как можно меньший объем компенсации, но при этом стребовать с них по полной программе. Поэтому внимательно проверьте, не превышает ли сумма требования тех средств, которые фактически были перечислены страховой компанией потерпевшему.

В любом случае, если против вас был подан иск, стоит незамедлительно обратиться к юристам. Зачастую подобные иски бывают необоснованными, и потому только грамотный специалист поможет вам выявить истину и защити ваши права от финансовых посягательств со стороны страховщиков.

Адвокатом будут проведены обязательнее процедуры, которые помогут вам доказать свою правоту и необоснованность претензий страховщиков. В частности, речь идет о:

  • проверке всех доводов страховой компании, которыми она руководствуется, направляя иск против клиента;
  • проведении экспертизы, которая установит, соответствовала ли сумма компенсации реальному ущербу, а также были ли эти средства перечислены по акту;
  • проведении сроков исковой давности.

Кроме того, юрист проведет целый ряд других процедур, которые в итоге помогут установить истину. В любом случае, если вы уверены в том, что страховая не имеет обоснованных причин для подачи регрессивного иска, то воспользуйтесь всеми возможностями, чтобы доказать этот факт. Так вы сохраните свои деньги, и не будете вынуждены платить компании.

Читайте также:  Патент на работу для российских граждан

Как избежать регресса по страховке

Если вы желаете избежать регресса со стороны страховой компании, то в таком случае вам необходимо тщательно придерживаться следующих правил:

  • не нарушайте ПДД, и ни в коем случае не садитесь за руль после употребления спиртных напитков;
  • проявите максимальную бдительность на дороге, ведь провокационных моментов может быть огромное множество;
  • следите за сроком пользования машины, который указан в страховом полисе, и не забывайте его продлевать после окончания;
  • если вы обладаете грузовым транспортом, то внимательно проследите, чтобы ваш талон ТО всегда был действительным;
  • убедитесь в том, что ваше имя вписано в полис ОСАГО вместе с вашими персональными данными;
  • если вы используете чужую машину, то у вас должна быть доверенность на осуществление вождения. В противном случае — это серьезное нарушение;
  • если так уж случилось, что по вашей вине было устроено ДТП, не покидайте место аварии и дождитесь приезда правоохранителей. В противном случае это будет считаться серьезным нарушением, и ответственность за него не заставит себя долго ждать.

Соблюдая эти бесхитростные правила, вы будут надежно защищены от регресса со стороны страховой компании.
Но если вы столкнулись с тем, что иск против вас все же был подан, то не теряйте понапрасну времени и займитесь поиском хорошего юриста, который подскажет вам, как вести себя в данной ситуации, и что следует предпринять, чтобы доказать свою точку зрения.

Если иск был официально подтвержден, и вас заставили уплатить расходы страховой, то помните, что у вас всегда имеется через суд оформить рассрочку. В таком случае с вас будут ежемесячно удерживать часть доходов, но при условии, что сумма удержания не превышает 50 % вашего заработка.

Любое нарушение, которое происходит на дороге, дает возможность страховой компании изучать возможности регресса в сторону клиента. Поэтому будьте предельно бдительными и внимательными, и старайтесь не нарушать ПДД и законы нашей страны, иначе от ответственности вам уйти не удастся.

Видео, взыскание страховой в порядке регресса

Страховщик ОСАГО обязан возместить пострадавшей стороне ущерб, который причинил его клиент. В таком случае речь идет не только о материальном ущербе автомобилю или конструкциям, что были повреждены из-за вины застрахованного лица.

Помимо этого, ему потребуется возместить вред, причиненный здоровью и жизни людей – то есть расходы на лечение либо погребение. В большинстве случаев после выплаты страховая компания будет требовать регресс по ОСАГО с виновника ДТП.

Этот процесс должен происходить в судебном порядке, поэтому он требует вмешательства юриста. Если правильно проанализировать позицию истца и благодаря этому найти несоответствия в правовой конструкции, то регресса можно избежать.

Особенности регресса по ОСАГО

Право регрессного требования страховой компании — это гарантия сохранности ее средств. Чаще всего такое право возникает в результате ДТП.

Некоторое застрахованные по ОСАГО автовладельцы ошибочно считают, что даже если виновниками ДТП являются они, ущерб пострадавшему оплатит страховая компания. Конечно, страховщик выплатит эти деньги, однако за возмещением своих средств он обязательно обратится к виновнику столкновения.

При этом совершенно неважно, есть ли у него полис ОСАГО, или нет, поскольку в этом случае он должен понести наказание за нарушение правил дорожного движения.

В 2019 году сумма страхового покрытия составляет: для имущественного вреда — 400 000 рублей, для вреда здоровью или жизни — 500 000 рублей. При отсутствии денежных средств можно оформить взыскание долга по частям через суд.

Для того, чтобы воспользоваться своим правом на возмещение затраченных средств, страховая компания обязана:

  • потерпевшей стороне выплатить полную сумму ущерба, беря во внимание предъявляемое требование, документы о дорожном происшествии и оценочную экспертизу;
  • с исковым заявлением обратиться с суд для возмещения затраченных средств с виновника ДТП.

Это основные условия для предъявления регресса страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены.

Стоит отметить, что виновнику крайне не рекомендуется игнорировать судебные разбирательства такого рода. При его неявке решение о взыскании всей указанной в иске суммы страхового покрытия примут заочно, а она часто бывает необоснованно завышенной.

Если же решение приняли в присутствии виновника, то как не платить регресс по ОСАГО, как его оспорить? Если виновник ДТП не согласен с суммой, выставленной страховой компанией, то он вправе предъявить ответный иск.

К счастью, в большинстве случаев можно добиться снижения суммы для выплаты, основываясь на результатах судебной экспертизы или доказав несостоятельность требований страховщика.

Помимо выплаченной стоимости страхового возмещения, страховая компания может получить с виновника аварии средства, затраченные на:

  • ведение страхового дела;
  • проведение экспертиз.

Судебная практика показывает, что в большинстве случаев страховые компании пишут заявление для получения суммы страхового возмещения в принудительном порядке.

Когда могут выставить регресс?

Получая полис ОСАГО, необходимо внимательно изучить раздел, в котором обсуждается возникновение регрессного права страховщика.

В каких случаях страховая компания может выставить регресс по ОСАГО? Страховая компания вправе предъявить виновнику возмещение суммы расходов в следующих случаях:

  1. ДТП произошло по причине алкогольного, наркотического состояния или другого опьянения на момент дорожной аварии.
  2. Виновный в ДТП водитель был с просроченными правами или вовсе без прав.
  3. Шофер управлял чужим автомобилем без доверенности на управление транспортным средством.
  4. У водителя грузового автомобиля просроченный талон о ТО.
  5. Виновник ДТП скрылся с места совершения автомобильной аварии.
  6. Виновник аварии не вписан в полис ОСАГО.
  7. ДТП случилось во время, которое не указано в полисе.
  8. Виновник умышленно спровоцировал ДТП или по своему замыслу был ее прямым соучастником.

Таким образом, основания для регресса по ОСАГО могут быть только в случае противозаконных действий виновника, но никак не при неумышленных и случайных причинах ДТП.

Как избежать регресса?

Какие есть законные варианты избежать выплаты регресса страховой компании? Рассмотрим перечень правил, которые должен соблюдать каждый водитель, оформивший полис ОСАГО, чтобы обезопасить себя от ненужных выплат:

  1. Если вы законопослушный водитель, то, согласитесь, — это значительно снижает риск стать виновником ДТП. Поэтому поставьте себе цель всегда соблюдать правила дорожного движения, быть бдительным и внимательным в пути, поскольку дорога — это зона повышенной опасности.
  2. Контролируйте сроки действия полиса ОСАГО. Некоторые водители, по разным причинам, оплачивают страховой взнос меньше чем на год, важно об этом не забывать, а вовремя доплачивать остаток суммы.
  3. У грузового автотранспорта не должен быть просроченным талон ТО, водитель обязан следить за этим.
  4. В каждом полисе ОСАГО водитель транспортного средства должен быть вписан в строчки бланка полиса. Поэтому следует обязательно удостовериться в том, что ваше имя вписано в страховой полис, закрепленный за вашим автомобилем.
  5. Садясь за руль чужого транспортного средства, всегда держите при себе доверенность собственника на ваше имя.
  6. В случае ДТП, в котором вы были виновником, ни в коем случае не покидайте место аварии, поскольку это расценят как попытку избежать ответственности.
  7. Не пытайтесь скрыть от страховщика какие-либо факты, которые касаются произошедшего дорожного столкновения. А именно: не ремонтируйте (утилизируйте) транспортное средство ранее установленного срока или без разрешения страховщика.

Соблюдая вышеприведенные правила, вы надежно защитите себя от регресса со стороны вашей страховой компании.

Срок исковой давности

Иски по регрессу имеют свои сроки давности. В случае, если было застраховано имущество, то страховая компания может в течение 2 лет заявить о праве регресса.

При страховании жизни и здоровья человека срок исковой давности по регрессу ОСАГО составляет не больше 3 лет.

Исходя из этого, если после определения виновника ДТП страховая компания не потребовала регресса в вышеуказанные сроки, то это значит, что она это право упустила. Однако при наличии веских причин страховщик может это право восстановить через суд.

Поскольку страховые компании – это коммерческие структуры, они также стремятся на всех этапах работы получить доход – как во время продажи страховки клиенту, так и на этапах взыскания по ОСАГО в порядке регресса.

Хорошая новость в том, что суд часто занимает сторону ответчика по этим делам, в случае, если его позицию подкрепляют доводы несоразмерности выплаты ущербу.

Видео: Регрессный иск от страховой компании. На какой стороне Вы: истец или ответчик?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *