Можно ли строиться на землях "КФХ" "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства"?
Разрешение на строительство.

Современное Российское законодательство написано таким языком, что многие существенные положения, могут быть обоснованы интерпретированы с юридической точки зрения совершенно по-разному. Истина по неоднозначным вопросам до возникновения серьезных конфликтных ситуаций устанавливается мнением чиновников в инстанциях, а после — определяется в судах. Мнение чиновников, как показывает практика, вещь весьма не постоянная и зависит от множества как объективных, так и субъективных факторов.
В вопросах строительства на земельных участках с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) мнения у чиновников, как правило, нет из-за отсутствия реальной практики. А информацию о судебных решениях на интересующую нас тему разыскать не удалось.
Нижеследующие выводы основаны на теоретическом изучении законодательства.

Можно ли строиться на землях "для ведения КФХ"?

— Строиться можно. Согласно ст. 263 ГК РФ и ст. 403 ЗК РФ Собственник любого земельного участка имеет право на его застройку. В соответствии со ст. 43 ЗК РФ возведение или не возведение строений или сооружений, является правом собственника земельного участка. Поскольку запрета на строительство на землях КФХ нет, то данные нормы законодательства являются применимыми.

Согласно "Закона о КФХ" для деятельности КФХ допускается наличие в составе имущества КФХ построек несельскохозяйственного назначения, т.е. жилого, рекреационного, промышленного и т.п.

Закон о КФХ №74-ФЗ Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства:

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Действующим законодательством не установлены какие-либо особые режимы или условия, ограничивающие строительство на фермерской земле. Пределы использования земельных участков для ведения КФХ не ограничены никакими специальными нормами, как например, в случае с земельными участками для ведения ЛПХ (личное подсобное хозяйство), с/х производства или садоводства. Например, на земельных участках для ведения садоводства не допускается строительство более одной постройки с одним видом использования. Т.е. можно построить только 1 садовый дом (жилой дом можно строить только если участок находится в черте поселений), 1 баню, 1 сарай и т.д. На фермерской же земле нет ни количественного ограничения, ни по площади. Само собой, необходимо соблюдать все градостроительные, пожарные, санитарные, гигиенические и другие нормативы, поскольку в ином случае, могут быть использованы штрафные санкции за несоблюдение обязанностей землепользователя, в частности, установленные Ст.42 ЗК РФ.

Закон о КФХ N 74-ФЗ Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

После прочтения этой статьи, хочется сказать — да, очевидно, фермер может покупать участки для строительства. И в природе, видимо, есть участки из состава земель с/х назначения, предназначенные «для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности КФХ». Но нам такая экзотика не встречалась и местные чиновники такого не слыхивали.

Вышеуказанная статья, является единственной во всем земельном Законодательстве РФ, где упоминаются постройки на участке для ведения КФХ!

Требуется ли разрешение на строительство?

В случае строительства зданий и строений (сооружения возводятся без получения разрешений и не подлежат регистрации в рег. палате) вид разрешенного использования "для ведения КФХ" подразумевает необходимость получения разрешения на строительство для капитальных построек, которые не являются постройками «вспомогательного использования», т.е. для капитальных складов, цехов, амбаров, овощехранилищ, мастерских, гаражей, сараев и т.п.

Жилое строение, т.е. отдельная постройка (здание, дом) постоянного типа, рассчитанная на длительный срок службы, вся или не менее половины площади которой предназначено и используется для проживания, по нашему мнению, как раз и является на участке "для ведения КФХ" объектом вспомогательного использования. Соответственно, разрешение на ее строительство не требуется (Ст. 51.п.17 Град Кодекса РФ).

Нужно ли оформлять постройку на КФХ?

— Оформление построек, не требующих разрешения на строительство, является добровольным. Соответственно, если речь идет о жилом строении, которое мы скромно назовем «баня» или «сторожка», то по нашему убеждению, оно будет являться постройкой «вспомогательного использования» и его можно никак не оформлять.

Как оформлять постройку на КФХ?

Если же Вы решили построить капитальный склад, цех, амбар, овощехранилище, и т.п., то теоретически Вам следует получать разрешение на строительство и оформлять постройку.

В случае, если Вы твердо решили, что ваше строение не является постройкой «вспомогательного использования», и Вам следует надлежащим образом оформить свою постройку.

Процедура оформления, в случае если оно необходимо, ничем не отличается от оформления строений на жилых (ИЖС) или приусадебных (ЛПХ) участках в населенных пунктах, даже наоборот — в нашем случае больше свобод при строительстве, чем в городской или даже в сельской черте.

Важно помнить, что постройка не должна находиться в охранной зоне водоема, санитарной, защитной или какой-либо другой зоне действия обременений, а также зоне нахождения линейных объектов (ЛЭП, газовые магистрали, кабели и т.п.). Там строительство запрещено. Если на участке нет зон, запрещающих строительство — строительство на нем не запрещено!

Читайте также:  Договор с электроснабжающей организацией

Что касается практики оформления построек, то этот опыт наиболее сконцентрирован в Подмосковье. Согласно утверждениям Калинина Н.И., который является заместителем руководителя аппарата комитета Государственной думы по аграрным вопросам, а также государственным советником Российской Федерации I класса), получение разрешения на строительство на участках под КФХ является редкостью, и поэтому во многих регионах инстанции не знают, что с этим делать.

После получения разрешения на строительство, должна идти классическая процедура оформления, в которой прямое участие принимают частные архитекторы, формирующие проект застройки, а также планировку расположения объектов на самом участке. Поскольку строительство — это прерогатива архитекторов, то по выяснению нюансов оформления лучше обращаться непосредственно к ним. К тому же, неясен перечень тех объектов, на которые требуется разрешение на строительство.

Конечным итогом оформления будет получение паспорта объекта строительства и регистрация в районной регистрационной палате. После чего, возникает обязанность платить налог с недвижимого имущества, а также ряд других соответствующих обязанностей.

Процедура формирования проекта застройки, получения разрешения на строительство, согласование с надзорными инстанциями проекта, приемка комиссии для сдачи дома в эксплуатацию и другое, являются достаточно дорогостоящими и трудоемкими задачами. Многие землепользователи, особенно вдали от мегаполисов, осуществляют строительство без предварительного оформления. Попробуем разобраться, чем чреваты такие действия?

Могут ли штрафовать за строительство на КФХ?

Согласно действующего КоАП, штраф за осуществление капитального строительства без получения соответствующего разрешения, для физических лиц составляет от 2000 до 5000 рублей, для юр. лиц — от 500.000 до 1.000.000р.

1. Следует заметить, что сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства (бытовки, навесы и т.п.) могут возводиться без ограничений и не требуют никаких разрешений.

2. за возведение строений, являющихся капитальными, т.е. такими, которые невозможно переместить без затрат, соизмеримых со стоимостью самого строения могут штрафовать, если докажут, что эти строения не постройками «вспомогательного использования».

3. Вопрос о том, какое строение следует считать объектом вспомогательного использования, является для нашего случая ключевым и весьма сложным. Прямого ответа на него найти в законодательстве не удалось. Мы полагали, что об этом знают архитекторы, сталкивающиеся с подобными задачами, но пока таких архитекторов найти не удалось. Рассмотрению этого вопроса посвящена отдельная статья под названием «Нужно ли оформлять постройку на КФХ?»

Как часто могут штрафовать? — При соблюдении СНиПов и правил худшее, что можно ожидать — возможное ежегодное штрафование от 2000 до 5000 р. (для физ.лиц) за возведение объектов капитального строительства без получения разрешений, до тех пор, пока пользователь не оформит свои постройки вышеописанным образом.

На землях с/х назначения в Ясногорском районе за самовольное строительство еще никого не штрафовали. При существующем законодательстве, крайне маловероятно, что могут начать шрафовать, поскольку запрета на капитальное строительство на землях "для ведения КФХ" нет, а в настоящее время разрабатывается проект закона, разъясняющего не только как законно строиться, но даже позволяющего прописываться на данной земле.

Возможен ли снос самовольных построек?

— в нашем случае — не возможен.

Статья Гражданского Кодекса №222.Приводим ее с некоторыми сокращениями:

1. Самовольная постройка — строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить… Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности … которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При изучении прецедентов сноса построек оказывается, что либо постройки были возведены самовольно на чужих участках без согласия собственников, либо находились в охранных зонах, не допускающих строительство.

Каковы отступы построек от леса, лесопосадок, красных линий улиц и соседних участков?

Существует два СНиПа, устанавливающих отступы от леса или лесопосадок. По СНиПу относящемуся к дачным и садовым участкам и поселкам, отступ предусмотрен в 15м. По СНиПам населенных пунктов — 25м. Предлагается руководствоваться нормами для населенных пунктов, поскольку в будущем не исключен перевод земель поселения под населенные пункты.

По отступам от соседних участков и от дорог — иформация появится в последующем.

Вывод русскими словами:

Если не нарушены права и интересы других лиц, а также отсутствуют угрозы жизни и здоровью граждан (поэтому рекомендуется не только соблюдать при строительстве нормы, правила и СНиПы, но и строиться с "запасом" прочности) — законно принудить снести постройку не получится. Необходимость получения разрешения на строительство весьма неочевидна. Размер штрафа за строительство без получения разрешения (если оно нужно) для физических лиц достаточно мал, а процедура штрафования достаточно сложна, чтобы чиновникам было интересно этим заниматься. Возможно узаконивания судом постройки, возведенной без необходимого разрешения, и последующая регистрация права собственности на постройку. К сожалению, амнистия, упрощающая оформление, здесь не работает. Но опять-таки, это только в случае, если на постройку требуется разрешение на строительство, т.е. если постройка не является объектом вспомогательного использования.

Читайте также:  Параметры строительства дома на участке

Что касается людей, осваивающих поместья в Ясногорском районе, то желающих начать этот долгий и дорогой путь оформления, пока еще не нашлось. И большинство причин этому ясны:

— никого еще не штрафовали и подобной тенденции не наблюдается;

— платить существенный налог за строения мало кто торопится;

— при оформлении постройки могут обнаружиться нарушения, которые нужно будет исправлять (наиболее распространенные это — несоответствие проекту);

— Никто не отменял действие закона общества: меньше знаешь — крепче спишь. Можно и перефразировать: меньше знают [чиновники] — крепче спишь. Чем меньше чиновников знают о наличии сомнительного объекта или о возможностях придраться за какое-нибудь нарушение, тем меньше нужно расходоваться на устранение нарушений или на "закрывание глаз".

В целом, имеют место быть совершенно серьезные опасения, что государству, очень скоро, будет совсем не до таких мелочей.

На сегодняшний день Ясногорская администрация не препятствует и не видит препятствий в оформлении построек на землях "для ведения КФХ".

Нужно ли оформлять постройку на КФХ?

В пункте 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда для строительства объектов недвижимости разрешение на строительство, соответственно, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не требуются, а именно: пункт 3 определяет случай строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом законодатель на федеральном уровне ушел от разъяснения такого понятия как «объекты вспомогательного использования».

Вопрос о том, какое строение следует считать объектом вспомогательного использования, является для нашего случая ключевым и весьма сложным. Прямого ответа на него найти в законодательстве не удалось. Мы полагали, что об этом знают архитекторы, сталкивающиеся с подобными задачами, но пока таких архитекторов найти не удалось. Рассмотрению этого вопроса посвящена отдельная статья

Наиболее широко распространено следующее понимание: под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать любые постройки, которые предназначены для обслуживания и эксплуатации основного здания. В отдельных случаях, в судебной практике встречается мнение, что для государственной регистрации права собственности на такой объект н еобходимо доказывать (обосновывать) вспомогательный характер строения вплоть до того, что должен быть представлен выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий, что разрешение на строительство настоящего объекта не требуется исходя из подпункта 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

К объектам вспомогательного использования относятся: гаражи, трансформаторные подстанции, погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, трубопроводы, подъезды к корпусам, котельные, контрольно-пропускные пункты, теплицы, ограждения, асфальтовые покрытия, охранные пункты, коллекторы, кабельные линии, замощения, высоковольтные линии электропередач.

Однако есть и другое понимание:

В пункте 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Краснодарского края (Закон Краснодарского края от 21.07.2008 № 1540-КЗ) дано понятие строениям и сооружениям вспомогательного использования — любые постройки за исключением основного здания, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер (сараи, бани, летние кухни, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.).

Необходимость наличия основного здания для признания возводимого строения строением вспомогательного использования остается не очевидной. Ничто не мешает возводить вспомогательные постройки до возведения основной.

Мы считаем наиболее правильным понимание термина « строения вспомогательного использования», основанное на соответствии строения целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка. Тогда для участка под ИЖС «основным» строением следует считать жилой дом, а вспомогательными – гараж и баню. А на участке под КФХ основные строения – склад, коровник и т.п., а вспомогательные – баня, сторожка и т.п.

Причем, это понимание не вступает в противоречие, а лишь уточняет то понимание строений и сооружений вспомогательного использования, которое является наиболее широко распространенным.

Вывод:

— Если речь идет о строении, пригодном для проживания, расположенном на земельном участке с разрешенным использованием "для ведения КФХ", и если это строение мы скромно назовем, например, «сторожка», то по нашему убеждению, оно будет являться постройкой «вспомогательного использования» и его можно никак не оформлять.Оформление построек, не требующих разрешения на строительство, является добровольным. Для надежности, рекомендуем в проекте постройки закладывать не более 50% жилых помещений, что бы исключить возможность интерпретировать это строение, как «жилой дом», строительство которого возможно только в черте поселений.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Читайте также:  Формула расчета ночных часов при окладе

В соответствии со статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.

На объект незавершенного строительства как на самовольную постройку может быть признано право собственности при наличии оснований, установленных статьей 222 ГК РФ.

Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.

* согласно нормативно-законодательной базе на момент ответа на вопрос

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, главная цель вносимых изменений — навести порядок с определением правового режима земель различного назначения. "У фермеров в этом случае появляется возможность строить дома на землях сельхозназначения. Разумеется, при определенных ограничениях — как по предельным параметрам домов, так и по запрету на перепродажу земли под этими домами", — подчеркнул глава правительства. "На земельном участке, предназначенном для ведения фермерского хозяйства, допускается строительство только одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и который предназначен для проживания членов такого хозяйства", — конкретизирует для "Российской газеты" инициативу член Ассоциации юристов России Яна Григоренко.

Сейчас на землях фермерского хозяйства можно возводить строения вспомогательного назначения, необходимые для деятельности такого хозяйства, но не жилые дома. Иными словами, взял человек в аренду несколько десятков или даже сотен га земли, разводит там скот или засеял зерном, но при этом жить он должен где угодно. Хорошо, если рядом есть какая-нибудь деревня. Там можно построить дом или арендовать его у местных жителей. А если жилья рядом нет? Тогда приходится, как и в городе, часами добираться до работы.

Крайне важный момент, по словам Григоренко, что под построенным для жизни фермера и его семьи домом нельзя будет сформировать земельный участок.

Исключительный случай — прекращение деятельности фермерского хозяйства. Но тогда нужно будет выкупать и дом, и весь земельный участок, предоставленный именно для осуществления фермерским хозяйством своей деятельности.

Не существует ли при таком раскладе опасность, что там, где должна колоситься пшеница, начнут появляться районы массовой застройки? "Однозначно такого не будет, — уверена Яна Григоренко. — Особо подчеркиваю, что на территории фермерского хозяйства возможно будет возвести только один дом, предназначенный для проживания членов такого хозяйства. Во избежание злоупотреблений эта норма будет прямо прописана в законе. И это, в свою очередь, исключает использование жилого здания для иных целей, например, для открытия гостиницы, ресторана, кафе, охотничьего домика или магазина".

Однако законопроект пока не дает ответы на ряд важных вопросов. Фермерское хозяйство может состоять из нескольких членов, которые не являются одной семьей. А дом на участке для ведения фермерского хозяйства может построить только один. Как будут решать, кому этот дом больше нужен?

"Возможно, этот нюанс будет прописываться в уставных документах, — рассуждает юрист. — Приоритет в строительстве дома может, например, предоставляться членам фермерского хозяйства, которые дольше там работают, или внесли больше средств в уставной капитал".

Также пока не очень понятно, можно ли будет в этом доме зарегистрироваться и как оформлять его в собственность, а также получат ли приоритетное право члены фермерского хозяйства при выкупе земельного участка и строения в случае ликвидации юридического лица. Ведь дела у фермера могут не пойти и тогда придется ликвидироваться, а землю и дом пустутят с торгов.

Законопроект определяет ряд случаев, при которых использование земельных участков допускается вне зависимости от установленных видов разрешенного использования и категории земель. "Как правило, эти случаи связаны с возникновением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и носят временный характер либо допускают размещение объектов или осуществление деятельности, не препятствующих использованию земельных участков в соответствии с основным видом разрешенного использования (геодезические пункты, объекты благоустройства и т.п.), — поясняет Григоренко. — К особым случаям также относится использование земель для нужд обороны страны и безопасности государства, для целей недропользования".

Предлагается также установить возможность и определить порядок прекращения прав на земельные участки, ранее установленный вид разрешенного использования которых не соответствует регламенту использования территории, если такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Люди, которые арендовали землю для личного подсобного хозяйства или огородничества, смогут выкупить ее без торгов — при условии ее надлежащего использования в течение трех и более лет. Кроме того, этот законопроект защищает интересы собственников. Если регламенты использования земли были изменены без согласования с ними, то убытки должны гаситься за счет бюджета соответствующего уровня.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *