Субабонент в энергоснабжении (теплоснабжении)

В силу ст. 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения является пользователь энергией, который имеет отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, а также обеспечивает учет потребления энергии.

Внимание

Лицо, потребляющее электроэнергию в связи с исполнением гражданско-правового договора (например, аренды), не является субабонентом. Как правило, в связи с заключением договора аренды (зданий, сооружений, помещений и т.д.), арендатор не присоединяет к сети сетевой организации собственное энергопринимающее устройство посредством оборудования, принадлежащего арендодателю, а пользуется энергопринимающим устройством, которое принадлежит арендодателю и через которое обеспечивается снабжение энергией арендуемых помещений. Поэтому арендатор не является субабонентом по отношению к арендодателю (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2012 N Ф07-2082/12, Пятнадцатого ААС от 09.09.2013 N 15АП-9787/13). Обычно стороны предусматривают в самом договоре аренды или дополнительно заключаемом соглашении условие о возмещении арендатором арендодателю расходов на оплату потребленной им энергии. Такое соглашение не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения, поскольку оно фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на потребляемую энергию в арендуемых им помещениях и является частью договора аренды (п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (ст. 545 ГК РФ). Такое согласие может быть как предварительным, так и последующим. Оно может быть достигнуто, например, путем включения субабонентов в приложение к договору энергоснабжения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 N А21-5745/2007). Однако договором энергоснабжения может быть предусмотрена необходимость получения именно предварительного согласия энергоснабжающей организации на присоединение субабонентов (см. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 N 13АП-26776/13).

По смыслу этих норм отношения, связанные с передачей энергии возникают между абонентом и субабонентом при наличии у субабонента собственного энергопринимающего устройства, технологически присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (сетевой организации в том случае, когда услуги по передаче энергии оказываются на основании отдельного договора) через принадлежащее абоненту оборудование (электрические сети, траснформаторные подстанции и т.д.). Только при этом условии снабжение потребителя энергией становится физически возможным (п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее — Правила недискриминационного доступа)).

Общее правило ст. 545 ГК РФ конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих отношения по снабжению определенным видом энергии. Так, согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее — Закон об электроэнергетике) владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, которые ранее были технологически присоединены в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного владельца (иного потребителя) при условии соблюдения ранее выданных ему технических условий и при условии, что каждый из этих владельцев сможет самостоятельно обеспечить техническую возможность введения раздельного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении принадлежащих ему устройств (объектов). В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, размер платы по которому устанавливается в соответствии с требованиями ст. 26 Закона об электроэнергетике; деятельность такого владельца по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электроэнергии регулируется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике для сетевых организаций.

Вместе с тем следует иметь в виду, что цены на оказание услуг по передаче электроэнергии и тепловой энергии являются регулируемыми, поэтому абонент вправе взимать с субабонента плату за оказание таких услуг только в соответствии с утвержденными тарифами (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее — Закон о теплоснабжении)). Так, услуги по передаче электроэнергии могут быть оказаны владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, только после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. В этом случае к таким владельцам применяются правила, установленные для сетевых организаций (п. 6 Правил недискриминационного доступа, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2011 N Ф02-4501/11).

В отличие от договора энергоснабжения (теплоснабжения), договора на оказание услуг по передаче электроэнергии (тепловой энергии, теплоносителя), которые являются публичными соответственно для гарантирующего поставщика, единой теплоснабжающей организации, сетевой организации (п. 2 ст. 26, п. 5 ст. 38 Закон об электроэнергетике, ч. 7 ст. 15, ч. 3 ст. 17 Закона о теплоснабжении), абонент не обязан присоединять к своим энергетическим установкам или иному оборудованию энергопринимающее устройство субабонента и поставлять ему энергию (постановление ФАС Московского округа от 13.09.2012 N Ф05-9972/12). Однако, если технологическое присоединение энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства другого лица уже состоялось, это лицо не вправе препятствовать перетоку электроэнергии к потребителю через свои объекты. Если владелец объектов, через которые потребитель присоединен к сетям сетевой организации, не оказывает услуги по передаче электроэнергии (как отмечено выше, он может оказывать такие услуги на платной основе только после утверждения для него в установленном порядке соответствующего тарифа), такой потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены объекты, к которым, в свою очередь, непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство (п. 5 Правил недискриминационного доступа).

Поскольку субабонент не имеет отдельного договора с энергоснабжающей организацией, всю поступающую энергию, в том числе потребляемую субабонентом, оплачивает абонент на основании заключенного им договора энергоснабжения (см. например, постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2013 N Ф09-5699/13). Отношения, возникающие между абонентом и субабонентом в связи с оплатой потребленной субабонентом энергии, законодательством не урегулированы. В частности, законодательство не указывает на необходимость в этой ситуации заключать в письменной форме договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки) электроэнергии, содержащий все существенные условия, предусмотренные для данного вида договора (п. 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). На практике такой договор может характеризоваться, например, как договор на пользование электроэнергией (см. например, постановление Девятого ААС от 01.09.2011 N 09АП-20140/11). Во многих других спорных ситуациях суды квалифицируют отношения между абонентом и субабонентом как фактически сложившиеся отношения по договору энергоснабжения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2012 N Ф01-5423/12 (определением ВАС РФ от 15.03.2013 N ВАС-2447/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Читайте также:  Что должен уметь администратор магазина

Поскольку между абонентом и субабонентом складываются отношения, регулируемые правилами об энергоснабжении, у них возникают соответствующие права и обязанности. Так, абонент не вправе произвольно (по основаниям, не предусмотренным законодательством и договором) прекращать снабжение субабонента энергией. В случае необоснованного отключения субабонента от энергоснабжения, он вправе потребовать от абонента возмещения причиненных ему убытков (ст. 15 ГК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2013 N Ф07-8043/13).

Определяя в договоре условие о размере оплаты субабонентом потребленной им энергии, сторонам следует иметь в виду, что в некоторых случаях тарифы на потребляемую энергию или их предельные уровни являются регулируемыми и устанавливаются решением уполномоченного государственного органа (или органа местного самоуправления). Помимо тарифов на услуги по передаче электроэнергии и тепловой энергии (теплоносителя), регулируются, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям (для ряда случаев такое регулирование отменяется с 01.01.2018 — ч.ч. 2.1 — 2.3 ст. 8 Закона о теплоснабжении в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 404-ФЗ); цены (тарифы) и их предельные уровни на электроэнергию (мощность), которая поставляется населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также цены (тарифы) на электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, а также некоторые иные виды тарифов (ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, ст. 8 Закона о теплоснабжении). Во всех случаях, когда цены на соответствующий вид энергии не регулируются в соответствии с законодательством, они могут устанавливаться сторонами по своему усмотрению исходя из принципа свободы договора (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 ГК РФ).

Колойда Александр Сергеевич, помощник судьи Краснодарского краевого суда.

Вот уже несколько лет предметом напряженной научной дискуссии является проблема юридической квалификации и понимания содержания договорных отношений двух субъектов энергоснабжения — абонентов и субабонентов. Несмотря на высокую социальную значимость всей отрасли энергоснабжения, по данному вопросу нет единого и окончательного решения, как и сообразно, нет должного регулирования на законодательном уровне.

Все дело заключается в том, что при подключении к сетям абонента потребитель получает через данные сети необходимую ему энергию от энергоснабжающей организации с помощью энергопринимающего устройства абонента. Субабонент в данном случае по договору энергоснабжения — это лицо, энергоустановки (приборы, оборудование и т.п.) которого присоединены к энергосетям абонента и которое состоит в договорных отношениях с ним. По сути, у субабонента нет принадлежащих ему энергосетей и энергопринимающего устройства.

Таким образом, когда субабонент — потребитель электроэнергии не имеет собственного, непосредственного присоединения к электрической сети энергоснабжающей организации, он не может получить энергию иначе как через сети абонента, а следовательно, нуждается и стремится заключить с этим абонентом договор.

В связи с этим еще Приказом Минэнерго СССР от 25 апреля 1977 года N 63 в пункте 12 Правил использования электрической и тепловой энергии предусматривалась обязанность потребителей, при наличии установленной ею технической возможности, присоединять к своим сетям электроустановки других потребителей электроэнергии (данные потребители именовались субабонентами). Гражданский кодекс РФ урегулировал отношения между абонентом и субабонентом по иному принципу, а именно согласно статье 545 абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Следовательно, законодатель сформулировал право, а не обязанность абонента вступать в отношения с субабонентами, что на практике создает массу проблем. Столь диспозитивный характер данной нормы дает право абоненту отказываться от заключения договора. Тем более что в противном случае абонент будет нести дополнительное бремя расходов на обслуживание сетей и оборудования с учетом необходимости передачи энергии субабонентам.

Отказ абонентов вступать в договорные отношения с субабонентами имеет также и достаточное правовое обоснование. Этим правовым обоснованием является тот факт, что закон не устанавливает правовую форму отношений между абонентами и субабонентами. Абонент выполняет лишь функцию передачи энергии, тогда как ГК РФ в отношении энергоснабжающей организации использует терминологию: "энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту энергию". Следовательно, договор между абонентом и субабонентом, в отличие от отношений между абонентом и энергоснабжающей организацией, не носит публичного характера и абонент передачу энергии в качестве своей основной деятельности не имеет. Судебная практика по делам о понуждении заключения договора энергоснабжения различна.

ООО "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к ОАО "Хакасская генерирующая компания" о понуждении к заключению договора теплоснабжения. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Абаканские тепловые сети".

Решением суда первой инстанции от 22 ноября 2006 г. в удовлетворении иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 22 января 2007 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Управляющая компания жилищного фонда "Реванш" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой.

Как полагал заявитель кассационной жалобы, абонент имеет право выбора энергоснабжающей организации. Наличие договорных отношений с МП "Абаканские тепловые сети" не препятствует обращению к ОАО "Хакасская генерирующая компания" к заключению публичного договора. Кроме того, собственником присоединенных сетей являлось муниципальное образование "Город Абакан". Таким образом, МП "Абаканские тепловые сети" вообще не вправе заключать подобные договоры, поскольку не является сетевой организацией, в ведении которой находятся сети. Оно не вправе выдавать технические условия на подключение и отключение абонентов.

Читайте также:  Правила парковки для инвалидов в москве

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.

В Арбитражный суд Краснодарского края обратилось ОАО "Очистные сооружения канализации" с иском к ОАО "Кубаньэнергосбыт" в лице Усть-Лабинского филиала "Кубаньэнергосбыт" об обязании заключить договор энергоснабжения. Ответчиком в адрес истца был направлен проект договора энергоснабжения, составленный на основании Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. (далее — Правила). Истец подписал договор энергоснабжения с протоколом разногласий и направил его ответчику. Письмом ответчик направил истцу протокол согласования разногласий по договору энергоснабжения от 01.11.2006, в котором частично пункты согласился изложить в редакции истца, с остальными оспариваемыми пунктами договора ответчик не согласился. Таким образом, при заключении договора энергоснабжения между сторонами возник спор по содержанию условий заключаемого договора. Истец, воспользовавшись правом, предоставленным ч. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

При определении условий договора энергоснабжения подлежат применению положения Постановления Правительства РФ от 31.08.06 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования" (далее — Правила), вынесенного в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Руководствуясь ст. ст. 167, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд исковые требования ОАО "Очистные сооружения канализации", г. Усть-Лабинск, удовлетворил.

Таким образом, возникает необходимость в определении правовой квалификации обозначенных отношений. Суть данных договорных отношений сводится к тому, что субабонент пользуется энергосетями абонента и принимает энергию от энергоснабжающей организации через его же сети. Таким образом, мы можем говорить, что между абонентом и субабонентом отсутствуют отношения по купле-продаже энергии. Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что отношения между абонентом и субабонентом вообще не урегулированы и лишь обозначены в ГК РФ. При этом не понятно, какой же позиции должны придерживаться суды, решая споры и защищая интересы субъектов данных отношений.

Целесообразней было бы согласиться с иным взглядом, согласно которому отношения между абонентом и субабонентом также являются договором энергоснабжения. Далее, если закрепить в законе обязанность абонента по передаче субабоненту по присоединенной сети энергии, полученной от энергоснабжающей организации, с ее согласия, вслед за этим положением возникнет необходимость предусмотреть отдельные важные моменты.

Поскольку при заключении с субабонентом договора абонент берет на себя обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии, разумно было бы ввести компенсацию его расходов, с оговоркой о возможности иного регулирования данного положения законом или иными правовыми актами.

В марте 2003 г. был принят Федеральный закон "Об электроэнергетике", но правовые отношения между абонентом и субабонентом так и не обрели должного правового регулирования, и вопрос о юридической квалификации данных отношений по-прежнему остался открытым. Закон отказался от понятий "энергоснабжающая организация", "абонент", "субабонент" и разделил виды деятельности в электроэнергетике. Таким образом, иная трактовка субъектов правоотношений и введение новых договорных форм не решают проблему субабонентов.

Что касается положения на данный момент, то отношения между абонентами и субабонентами считаю не выходящими за рамки договора энергоснабжения, и говорить о том, что данные отношения вовсе не урегулированы, считаю некорректным. Гражданское законодательство регулирует правоотношения между энергоснабжающей организацией и абонентом, квалифицируя их как договор энергоснабжения. Так и отношения абонента с субабонентом следует определять в рамках того же договора, меняя местами субъектов, а именно: абонент при заключении договора с субабонентом представляется второму в статусе энергоснабжающей организации. Таким образом, перед нами сложная структура правоотношений, требующая дополнительную подробную регламентацию, недостаток которой так резко сказывается на практике применения.

Комментарий к статье 545 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Действующее законодательство об энергоснабжении не содержит общего для всех видов энергоснабжения понятия субабонента. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, определяют субабонента как лицо, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Исходя из этого понятия субабонент может быть определен как лицо, энергопринимающие устройства которого непосредственно присоединены не к сетям энергоснабжающей организации, а к сетям абонента, через которые субабонент получает энергию.

С учетом разделения функций производства и передачи энергии в сфере электроэнергетики между самостоятельным участником отношений энергоснабжения в отношениях по снабжению электрической энергией понятие субабонента лишено правового содержания, так как в силу п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике правом на технологическое присоединение своих энергопринимающих установок к электрическим сетям при наличии соответствующей технической возможности обладают любые потребители. Иными словами, возможность получения электроэнергии не обусловливается наличием непосредственного присоединения энергоустановок абонента к сетям энергоснабжающей организации.

Таким образом, правовое значение понятия субабонента сохраняется в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения.

2. Необходимость обеспечения возможности получения субабонентами указанных видов энергии связана главным образом с тем обстоятельством, что созданные до перехода к рыночной экономике сооружения энергетической инфраструктуры не предусматривали технической возможности автономного энергоснабжения различных территориально или организационно обособленных потребителей. Например, при множестве находившихся на территории производственной площадки промышленного предприятия цехов непосредственное присоединение к сетям энергоснабжающей организации осуществлялось только для одного цеха, тогда как снабжение энергией иных объектов осуществлялось по внутризаводским сетям, находившимся в ведении единого предприятия. После приватизации завод перепрофилировался, цеха распродавались новым владельцам. Однако статус абонента приобретал только тот из них, объект которого имел непосредственное присоединение к сетям сетевой организации. Остальные собственники производственных помещений такого присоединения не имели и переходили в разряд субабонентов.

Читайте также:  Потребительский кредит консультант плюс

Еще более наглядна ситуация, когда в многоквартирном жилом доме имеются нежилые помещения, используемые разными субъектами для производственной деятельности. Возможность получения такими субъектами энергии также зависит от лица, в ведении которого находится место присоединения внутридомовых сетей к сетям энергоснабжающей организации. Это лицо становилось абонентом и получало право на заключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией, а остальные лица становились субабонентами, которые для получения энергии должны были соответствующим образом урегулировать свои отношения с абонентом.

Главная проблема заключается в том, что по самым разным причинам, главным образом экономического характера, такие абоненты не всегда охотно идут на установление субабонентских отношений. Субабоненты, в свою очередь имеющие возможность получать энергию только по сетям абонента, не имеют правовых возможностей понудить такого абонента к заключению субабонентского договора. Поскольку в указанных обстоятельствах подавляющее большинство абонентов не обладают ни статусом, ни признаками энергоснабжающих организаций, а абоненты в жилищной сфере – зачастую и статусом коммерческой организации, на субабонентский договор не мог быть распространен режим публичного договора.

3. Комментируемая статья, устанавливающая условие, при котором допускается передача абонентом энергии другому лицу (субабоненту), большинством правоприменителей и судебной практикой толкуется не как норма, возлагающая на абонента обязанность получения согласия энергоснабжающей организации, к сетям которой непосредственно присоединены его энергопринимающие устройства, на передачу энергии субабонентам (каковой эта норма только и является), а как правовое основание для произвольного отказа абонента от заключения договора с субабонентом (поскольку последнему абонент только “может”, но не “обязан” передавать энергию).

Полагаем, что такое толкование основано тем не менее не на тексте комментируемой статьи, а на нормативной неурегулированности многих вопросов взаимоотношений между абонентом и субабонентом. К таким вопросам прежде всего относятся порядок взаимных расчетов за переданную энергию, основания и размер ответственности за нарушение условий о количестве и качестве передаваемой энергии.

Применительно к субабонентским отношениям в сфере водоснабжения и водоотведения многие из рассмотренных вопросов урегулированы в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167. Прежде всего в п. 17 Правил воспроизводится требование комментируемой статьи о том, что абонент может передавать субабоненту воду, принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства. При этом абонент обязан предоставлять субабонентам возможность присоединения к своим сетям, сооружениям и устройствам только при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 88 Правил). Таким образом, как и в отношении публичного договора энергоснабжения, единственным основанием для отказа в заключении субабонентского договора является невозможность предоставления потребителю соответствующих товаров и услуг (п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса).

По общему правилу расчеты за отпуск субабонентам воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производятся субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними. При этом по соглашению абонента и субабонента с организацией водопроводно-канализационного хозяйства такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 76 Правил). При наличии у субабонентов оплаты полученной питьевой воды и (или) принятых сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства должна обеспечить при имеющейся технической возможности отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод таким субабонентам даже при неоплате воды со стороны абонентов (п. 84 Правил). Решены в Правилах и вопросы учета объемов питьевой воды, использованной субабонентами (п. 54 Правил), а также контроля за составом и свойствами сбрасываемых субабонентами сточных вод (п. п. 88, 89 Правил).

Многие из этих правоположений впредь до утверждения Правительством РФ Правил организации теплоснабжения в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса) могут быть применены и к неурегулированным вопросам субабонентских отношений в сфере теплоснабжения.

4. В то же время остаются неурегулированными актуальный для теплоснабжения вопрос ответственности за изменение качественных характеристик тепловой энергии при передаче ее от абонента к субабоненту, а также общий для субабонентских отношений вопрос о цене, по которой субабонент должен расплачиваться с абонентом за переданную энергию. С учетом государственного регулирования ценообразования в сфере тепло- и водоснабжения абонент, передавая субабоненту энергию, оплаченную по тарифу, установленному для энергоснабжающей организации, не вправе определить эту цену по собственному усмотрению (п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса), поскольку энергия, переданная субабоненту, не утрачивает потребительских свойств услуги, применительно к которой установлено государственное регулирование цен.

Не может абонент взимать с субабонента плату за энергию и по тарифу, установленному для энергоснабжающей организации, поскольку в этом тарифе учтены не его собственные затраты на передачу энергии субабоненту по своим сетям, а, как правило, затраты самой энергоснабжающей организации без учета затрат на содержание сетей, используемых абонентом.

Названные особенности субабонентских отношений в сфере тепло- и водоснабжения не позволяют урегулировать эти отношения наиболее целесообразным с юридической точки зрения образом, с тем чтобы абонент перед субабонентом осуществлял права и нес обязанности энергоснабжающей организации, а субабонент перед абонентом – права и обязанности абонента по договору энергоснабжения.

Иным направлением урегулирования названных отношений может стать отделение функций по транспортировке от функций по производству и перепродаже энергии по аналогии с электроэнергетикой. Федеральный закон “О теплоснабжении” отдельно от теплоснабжающих организаций упоминает о теплосетевых организациях, однако недостаточно полно определяет их правовое положение. При определении этого положения при дальнейшем развитии законодательства о теплоснабжении можно было бы снять правовую проблему наделения статусом энергоснабжающих организаций соответствующих абонентов, которые превратятся для субабонентов в сетевые организации и будут рассчитываться с последними не за подачу энергии, а за ее транспортировку.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *