«Разбирательство уголовного дела в суде». Старшие классы

1. Место и значение деловой игры в учебном процессе.

2. Требования к деловой игре и методичес кие указания по проведению игры по предмету «Уголовный процесс».

3. План урока и приложения.

Деловая игра — это форма учебной работы, которая дает возможность студентам и ученикам старших классов наиболее полно освоить в ходе учебного процесса профессио нальные навыки и функции специалиста.

С ее помощью вырабатываются деловые и профессиональные качества, она позволяет использовать знания и умения в решении практических ситуаций, развивает организаторс кие способности, самостоятельность, инициативу. Здесь более чем в какой-либо другой форме урока воспитательный процесс максимально приближен к жизни.

Во время подготовки к игре выбирается тема, разрабатывается сценарий и определяются состав участников и роли.

Хорошо, когда есть возможность пригласить работника правоохранительных органов.

В обязанность учителя входит разработка методического обеспечения; оказание консультативной помощи и контроль за ходом деловой игры.

Деловая игра включает в себя следующие этапы: инструктивное занятие; самостоятель ная работа; проведение игры и подведение итогов.

Учащиеся или студенты изучают нормативные акты и образцы документов, их оформление.

Цели деловой игры

Составить уголовно-процессуальные документы.

Провести разбирательство уголовного дела от начала судебного заседания до вынесения приговора.

Собрать и оценить все необходимые доказательства по делу.

Составить протокол судебного заседания.

Вынести приговор по делу.

Деловая игра «Разбирательство уголовного дела» проводится на заключительном уроке по теме «Судебное разбирательство» с целью закрепления полученных знаний, контроля и коррекции полученных знаний и навыков, оценки результатов обучения по изученным темам курса «Уголовный процесс».

Деловая игра проводится в четыре этапа.

Действуют три команды по 5-7 человек в каждой: команда дознавателей, команда следователей, команда судей.

Подготовительный этап состоит в изучении стадий уголовного процесса, справочных и нормативных материалов, образцов уголовно-процессуальных документов с целью формирования уголовного дела по конкретному обвинительному заключению.

Участники команд по мере изучения курса «Уголовного процесса» составляют соответствующие их полномочиям документы, исходя из предложенного преподавателем обвинительного заключения: постановление о возбуждении уголовного дела, протокол личного досмотра, протоколы допросов, постановле ние о привлечении в качестве обвиняемого, постановления о назначении экспертиз, заключения экспертов, характеристику на обвиняемого и другие процессуальные документы.

Эту работу учащиеся или студенты проводят как на уроках в рамках практических занятий по предмету «Уголовный процесс», так и во внеурочное время в ходе работы кружка «Клуб криминалистов», где первоначально заслушиваются подготовленные ими доклады на тему «Методика расследования преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами» с приглашением практического работника — следователя РОВД.

Из оформленных уголовно-процессуальных документов под руководством преподавателя формируется уголовное дело. Затем определяются участники игры и распределяются между ними роли. Команда судей, изучив материалы дела, выносит постановление о назначении уголовного дела к слушанию и составляет проект приговора.

Второй этап — проведение экскурсии. Подростки присутствуют на разбирательстве уголовного дела в суде. Они внимательно прослеживают все части судебного заседания, затем отвечают на поставленные преподава телем вопросы:

1. Имеется ли в действиях подсудимого (их) состав преступления и какой?

2. Какие доказательства были представле ны участниками процесса?

3. Какова роль обвинителя и защитника в уголовном процессе?

4. Достаточно ли собрано доказательств по делу или необходимо провести дополнительное расследование?

5. Какой должен быть вынесен приговор по данному делу?

Экскурсия в суд помогает ребятам наглядно представить ход судебного разбиратель ства по уголовному делу. После закрепления теоретических знаний и отчета по экскурсии с приложением самостоятельно составленной резолютивной части можно проводить само занятие — деловую игру.

Желательно из суда получить копию приговора по прослушанному разбирательству уголовного дела и провести разбор представлен ных отчетов и итоговых частей приговора, составленных студентами, выявив допущенные ошибки.

Деловая играя по предмету «Уголовный процесс» начинается с краткой инструкции преподавателя. Он рассказывает о целях деловой игры, обращает внимание на допущенные ошибки и отклонения от нормального хода процесса. Затем приглашаются участники уголовного процесса. Все занимают заранее подготовленные места: судьи, подсудимого, защитника, секретаря судебного заседания (возможно участие заседателей, обвинителя, общественного обвинителя и общественного защитника, эксперта в зависимости от категории уголовного дела).

Председательствующий открывает судебное заседание и оглашает, какое дело подлежит рассмотрению. Секретарь докладывает явку вызванных лиц. Свидетели временно удаляются из зала. Оглашается состав суда. Выясняется, нет ли отводов составу суда. Подсудимому разъясняются его права. Председательствующим выясняется вопрос о наличии ходатайств у подсудимого, его защитника. Заявленные ходатайства разрешаются.

Затем суд переходит к судебному следствию, которое проводится по всем правилам УПК РФ. Для экономии времени оглашается только итоговая часть обвинительного заключения, т.е. в чем суть обвинения. Самая главная роль принадлежит председательствующе му. Ему необходимо правильно и последова тельно провести судебный процесс, исследовать все необходимые доказательства по делу, устранить из процесса все ненужное. Исследовав все доказательства по делу, выслушав прения, суд удаляется на совещание для вынесения приговора. Проект приговора должен быть подготовлен заранее, и поэтому через две-три минуты, необходимые для уточнения проекта, оглашается приговор.

Роль преподавателя заключается в наблюдении за деятельностью каждого участника. В отдельных случаях можно ненавязчиво подсказать нужные действия, исправить ошибку, чтобы избежать неправильного направления игры. Чем меньше преподаватель вмешивает ся в ход игры, тем больше проявляются инициатива и самостоятельность участников игры, их организаторские способности, способность взаиморегулирования в коллективе, творческая атмосфера.

Заключительный этап — подведение итогов. Преподаватель выслушивает оценку своей деятельности участниками игры, а также мнение по делу, замечания, поправки, предложения. В случае допущения учащимися, студентами ошибок педагог обращает на них внимание, внося свои замечания и исправления. Оценки могут быть выставлены на этом занятии или на следующем после проверки протоколов судебного заседания, составленных по ходу игры другими ребятами.

Урок деловой игры ориентирует на самый высокий уровень овладения знаниями, способствует формированию профессиональных умений и навыков. Разработанная игра может использоваться в последующие учебные годы, исходя из других составов преступления. Необходимое условие — использование фактического практического материала, взятого из судебной практики местных судов. Для проведения деловой игры можно использовать готовое уголовное дело, сформированное студентами при прохождении производственной практики в органах предварительного следствия.

Тема «Разбирательство уголовного дела в суде»

Цель урока — закрепить у учащихся теоретические знания и практические навыки в организации и проведении судебного заседания по уголовному делу, научить пользоваться нормативными материалами, выработать умение выступать в суде, навыки в оформлении документов, в сборе и оценке доказательств по делу. Воспитать чувство уважения к закону. Повысить общий уровень правовой культуры.

Участники игры должны показать знания законов и других нормативных актов, регулирующих уголовные и уголовно-процессуаль ные правоотношения. Усвоить порядок назначения уголовного дела к судебному разбирательству, последовательность и правильность проведения судебного заседания, правила оформления протокола судебного заседания, порядок вынесения, оформления и оглашения приговора. Они должны уметь использовать теоретические знания в процессе самостоятельного решения практических вопросов, применять в комплексе знания по различным предметам, пользоваться нормативным материалом, оформлять уголовно-процессуальные документы, выступать в суде.

Теория государства и права — тема «Правонарушение и юридическая ответственность».

Уголовное право — темы «Состав преступления», «Преступления против общественной безопасности».

Делопроизводство — тема «Правила оформления документов».

Правоохранительные органы — темы «Судебная система РФ», «Министерство внутренних дел РФ».

Темы «Доказательства и меры пресечения в уголовном процессе», «Возбуждение уголовного дела», «Производство предварительного рассмотрения», «Судебное разбирательство».

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Таблица «Крупные и особо крупные размеры количества наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте».

Материалы по делу.

Образцы уголовно-процессуальных документов.

Проверка подготовленности учащихся к практическому занятию путем фронтального опроса — 12-14 мин.

Вопросы для фронтального опроса:

1. В чем состоит особенность стадии разбирательства по уголовному делу?

2. Каковы общие начала судебного разбирательства?

3. На какие части подразделяется судебное заседание?

4. Каковы пределы судебного разбиратель ства?

5. Каков порядок вынесения приговора?

6. Какие вопросы должны быть разрешены судом при вынесении приговора?

7. Какие составные части входят в приговор?

8. Для чего ведется протокол судебного заседания?

9. Как оформляется протокол судебного заседания?

10. В каких случаях уголовное дело рассматривается судьей единолично?

11. По каким уголовным делам участие прокурора в судебном заседании необязательно?

Практическое занятие — деловая игра в виде судебного заседания — 63-66 мин.

Проведение судебного заседания.

Участники занимают места согласно своим ролям в игре. Председательствующий (судья) открывает и ведет судебное заседание согласно УПК РФ. Ребята, не являющиеся участниками игры, ведут протокол судебного заседания.

Ход судебного заседания

Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело по обвинению Карасева Вадима Владимировича в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч.1 УК РФ. Секретарь судебного заседания докладывает о явке в суд подсудимого, защитника, свидетелей. Решается вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся свидетелей.

Явившиеся свидетели до начала допроса удаляются из зала судебного заседания. Устанавливается личность подсудимого и своевременность вручения ему копии обвинительного заключения. Объявляется состав суда и разъясняются права подсудимому, разъясняется ст. 51 Конституции РФ. Председательствующий опрашивает подсудимого, его защитника о наличии ходатайств. Заявленные ходатайства разрешаются. Судебное следствие объявляет ся открытым. Оглашается обвинительное заключение.

Председательствующий спрашивает подсудимого, признает ли он себя виновным. Устанавливается порядок исследования доказательств по делу: допрос подсудимого, свидетелей и исследование письменных материалов дела. Производится допрос подсудимого (он дает показания).

Читайте также:  Стандартная характеристика на работника

Свидетели по одному приглашаются в зал судебного заседания, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, делают подписку об этом у секретаря судебного заседания, дают показания, отвечают на вопросы суда, подсудимого, защитника. Затем суд исследует письменные материалы дела.

Оглашаются характеристика на подсудимого, протокол личного досмотра, заключение химической экспертизы, заключение судебно-наркологической экспертизы, выписка из таблицы о крупных и особо крупных размерах наркотических средств и психотропных веществ и т.д.

После рассмотрения всех доказательств председательствующий опрашивает подсудимого, защитника, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно. В случае заявления ходатайств о дополнении судебного следствия суд разрешает их.

Судебное следствие объявляется законченным. Объявляются судебные прения. Слово предоставляется защитнику (выслушивается его речь). Подсудимому предоставляется последнее слово. Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора. Оглашается приговор. Судебное заседание объявляет ся законченным.

по уголовному делу 19432 по обвинению Карасева Вадима Владимировича в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч.1 УК РФ.

Настоящее уголовное дело 19432 возбуждено по факту обнаружения и изъятия у Карасева В.В. наркотического средства опий.

Проведенным по настоящему делу предварительным следствием установлено следующее:

13 марта около 9 часов (точное время в ходе предварительного следствия не установлено) на трамвайной остановке «ул.Инзенс кая», расположенной в Железнодорожном районе г.Ульяновска, Карасев В.В. обнаружил наркотическое средство опий в количестве 0,28г., помещенное на одном отрезке целлофана, которое положил на хранение во внутренний карман своего пиджака, таким образом незаконно приобрел данное наркотическое средство без цели сбыта в крупном размере. Данное наркотическое средство Карасав В.В. незаконно хранил при себе до 10 часов 15 минут того же дня. В указанное время возле дома 13 по ул. Инзенская г. Ульяновска он был задержан сотрудниками милиции и доставлен в Железнодорожный РОВД г. Ульяновска, где в ходе личного досмотра в установленном законом порядке у него было обнаружено и изъято вязкое вещество коричневого цвета, помещенное на одном отрезке целлофана, которое согласно заключению химической экспертизы 1000 от 01.04.99 года является наркотическим веществом опий, вес которого после высушивания до постоянной массы составил 0,28 г. в соответствии со Списком наркотических веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков РФ по состоянию на 01.08.95 года, перечень 1, пункт 131.

Допрошенный в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч. 1 УК РФ, Карасев В.В. свою вину признал полностью и показал, что 13 марта 1999 г. около 9 часов он находился на трамвайной остановке «ул.Инзенская», ожидал трамвай. Подойдя к частным домам, расположенным напротив остановки, он нагнулся и увидел в кустах полиэтиленовый пакетик из-под сигарет, в котором что-то было завернуто. Подняв его, он обнаружил в нем отрезок целлофана с веществом коричневого цвета с характерным запахом мака. Он понял, что данное вещество является наркотическим средством опий, и решил взять его себе для личного потребления. Данное вещество он положил во внутренний карман пиджака, и в это время к нему подошли сотрудники милиции, которые его задержали и в Железнодорожном РОВД досмотрели. В ходе личного досмотра у него было изъято данное наркотическое средство.

Вина Карасева В.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч.1 УК РФ, кроме полного признания своей вины, в ходе предварительного следствия полностью доказана и подтверждается показаниями свидетелей и другими материалами уголовного дела, а именно: показаниями свидетеля Савельева Я.В. о том, что 13 марта 1999 года его пригласили в Железнодорожный РОВД присутство вать при досмотре гражданина, представив шегося Карасевым Вадимом Владимировичем. В ходе личного досмотра данного мужчины милиционеры обнаружили и изъяли у него из левого внутреннего кармана пиджака один целлофановый отрезок с вязким веществом коричневого цвета. Карасев В.В. пояснил, что данное вещество является наркотиком — «ханкой» и принадлежит оно ему для личного потребления.

Карасев В.В. ранее судим: в 1984 году по ст. 144 ч.2, ст. 208 ч.3, 40 УК РФ к 2 годам лишения свободы, судимость погашена. Согласно выписке из сводной таблицы заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков РФ об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств от 04.06.97 года к крупным размерам наркотического средства опий, необходимого для привлечения лица к уголовной ответственности, относится от 0,1 до 10 г опия.

Согласно ст.ст. 61,63 УК РФ, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих наказание обвиняемого Карасева В.В., не имеется.

На основании изложенного Карасев Вадим Владимирович совершил преступление, предусмотренное ст.228 ч.1 УК РФ, то есть незаконные приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению Карасева Вадима Владимировича, ПРИГОВОРИЛ: признать виновным в совершении преступления, предусмот ренного ч.1 ст. 228 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на один год. На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком на один год шесть месяцев. Меру пресечения оставить — подписку о невыезде.

Галина ДАНИЛИНА,

преподаватель Ульяновского техникума экономики и права

Форма проведения: деловая игра.

Цель игры: познакомить учащихся с содержанием и тенденциями развития судебной системы в РФ.

Задачи:

  • Содействовать в предупреждении антисоциального поведения учащихся средствами внеурочной работы.
  • Создать целостное представление о личной ответственности человека за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным законом.
  • Воспитать отрицательное отношение к правонарушениям как фактору, подрывающему материальное и психологическое благополучие граждан.
  • Предупредить об опасности необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступления.
  • Показать, что за содеянное общественно-опасное деяние никто не остается безнаказанным.

Актуальность выбранной темы деловой игры.

В современном российском обществе вопросы права вызывают небывалый интерес. И это не случайно. В условиях становления рыночных отношений человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в коллективе, обществе, семье.

Кроме того, к числу наиболее острых проблем современной общественной жизни относятся: резкий, если не катастрофический всплеск преступности среди школьников, распространение аморализма и жестокости в молодежной среде, трудности школы и учителя в попытках сдержать натиск антисоциальных проявлений. Включив данную игру в воспитательно-образовательный процесс, учащиеся получат необходимые сведения о сложностях и противоречиях окружающей жизни, об опасностях, которые их ожидают, о личной ответственности гражданина перед уголовным законом.

Игра проводится после изучения тем "Конституция РФ", "Основы конституционного строя" в 9 классах. В игре показана реализация права человека и гражданина на судебную защиту.

Кабинет оформляется, как зал судебного заседания.

Действующие лица: судья, прокурор, адвокат, секретарь суда, потерпевший, подсудимый, милиционеры.

Ход мероприятия

(В зал судебного заседания милиционеры вводят подсудимого).

Cекретарь: Встать, суд идёт! (Все встают).

Судья: Судебное заседание объявляется открытым. Прошу всех присутствующих сесть.

Сегодня судья (ФИО участника игры), то есть я, рассматриваю уголовное дело по ч.1 ст.111 УК РФ.

Суть дела: Восьмиклассник (ФИО участника) 8 января 2010 года принес в школу газовый баллончик. На перемене он решил продемонстрировать его одноклассникам. В качестве объекта он выбрал (ФИО участника) низкорослого, тщедушного мальчика, над которым в классе всегда подшучивали. Подозвав его, он неожиданно для (ФИО участника) направил на него струю, от которой тот не успел увернуться. (ФИО участника), схватился за глаза и закричал от боли. (ФИО участника) доставили в больницу. Через некоторое время врачи сообщили, что он навсегда потерял зрение. Было возбуждено и расследовано уголовное дело по ч.1 ст.3 УК РФ (зачитывает статью): "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения: наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Подсудимым стал (ФИО участника).

В деле участвуют: на стороне защиты — обвиняемый (ФИО участника). Вы знаете, что участие адвоката в деле обязательно и он предоставляется бесплатно, так как подсудимый является несовершеннолетним, на стороне обвинения- потерпевший (ФИО участника), прокурор (ФИО участника) .

Права обвиняемого: знать в чем он обвиняется, представлять доказательства, отказаться свидетельствовать против себя и близких родственников, защищаться всеми не запрещенными законом средствами и способами.

Согласно ст.51 Конституции РФ "Никто не обязан свидетельствовать против себя самого :"

Права потерпевшего: давать показания, представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве, обжаловать приговор суда, отказываться свидетельствовать против самого себя и других близких родственников.

Права понятны? Отвечают: понятны.

Порядок выступления лиц, участвующих в уголовном процессе:

Вначале об обстоятельствах дела нам расскажет подсудимый (ФИО участника).

Подсудимый: 8 января этого года (после каникул), я пришел в школу и принес с собой газовый баллончик. Я давно обещал друзьям его показать. После первого урока, на перемене, я решил продемонстрировать его одноклассникам. Тут друзья посоветовали подшутить над (Ф.И.участника). Я согласился и позвал (Ф.И. участника). Направил на него баллончик. Вдруг я случайно нажал на баллончик. Струя из баллончика попала (Ф.И. участника) в глаза. Он схватился за них и закричал. Мы с (Ф.И.участника) сразу же побежали к медсестре. Попросили ее поскорей идти с нами, а по дороге рассказали о случившемся. (Ф.И. участника) отвели в кабинет медсестры, там она оказала ему первую медицинскую помощь. Вскоре приехала скорая помощь и (Ф.И.) увезли в больницу.

Судья: К подсудимому есть вопросы?

Прокурор: У меня есть вопрос, Ваша честь!

Подсудимый (Ф.И.участника), скажите, пожалуйста, откуда у вас появился газовый баллончик, и знали ли вы, для чего он предназначен?

Подсудимый: Газовый баллончик я взял у мамы из сумки. Я решил, что один день она не заметит. Я знал, что газовый баллончик — это средство защиты в опасной ситуации.

Читайте также:  Что можно продавать на школьной ярмарке

Прокурор: Вопросов больше не имею, Ваша честь!

Судья: Еще вопросы есть? Возражения есть?

Судья: Потерпевший (ФИО участника), расскажите суду ,что случилось?

Потерпевший: После каникул (новогодних) я пришёл в школу. Когда закончился первый урок, я решил сходить в раздевалку, чтобы повесить сумку со второй обовью. Я это сделал и пошёл к кабинету музыки, где должен быть следующий урок. Тут меня позвал (Ф.И.участника), ехидно посмеиваясь. Я спросил: "Что надо?". А он неожиданно прыснул мне в глаза газовым баллончиком. Я присел, схватился за глаза, не знал, что делать. Я не мог открыть глаза, так как их очень щипало. Вокруг меня был шум. Потом меня куда-то повели. Как выяснилось потом, медсестра сказала первую помощь. Мне промыли глаза холодной водой, но я по-прежнему ничего не видел. Меня доставили в больницу, где я пролежал некоторое время. В больнице делали различные анализы. Все это время я не видел. Я догадывался, что навсегда потерял зрение. Мне страшно. Вокруг меня постоянно темнота.

Судья: Вопросы есть?

Адвокат: Есть, Ваша честь!

В каких отношениях вы (Ф.И.участника) находитесь с (Ф.И.участника потерпевшего)?

Прокурор: Протестую, Ваша честь!

Судья: Протест принят. Еще вопросы есть? Возражения есть?

Судья: Слово предоставляется стороне обвинения.

Прокурор: Деяние, которое совершил подсудимый (ФИО участника), а именно: умышленно причинил тяжкий вред здоровью потерпевшего (ФИО участника), является общественно опасным и преступно наказуемым. Согласно п. I ст. 111 УК РФ: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее за собой потерю зрения, наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Так как обвиняемому (ФИО участника) на момент совершения преступления исполнилось 14 лет, то его поступок подпадает под ст. 111 УК РФ.

Вина подсудимого очевидна.

Посмотрите, в каком состоянии находится потерпевший. Его жизнь сломана. Кроме того, потерпевший проживает вдвоем с матерью, которая тяжело болеет. (ФИО участника) был ее единственным помощником. А теперь он нетрудоспособен.

Прошу суд вынести наивысшую меру наказания и учесть:

  • во-первых, отягчающее обстоятельство — наступление тяжкого последствия в результате совершения преступления (потеря зрения);
  • во-вторых, в характеристике подсудимого (ФИО участника), которую предоставила школа, говорится о том, что он поставлен на внутришкольный учет. А причина постановки — драки.

Кроме того, подсудимый имеет такие отрицательные черты характера как: агрессивность, вспыльчивость.

У меня всё Ваша честь!

Судья: Слово предоставляется стороне защиты.

Адвокат: Да, господа присяжные! Мой подзащитный совершил общественное — опасное деяние. Но, давайте посмотрим другими глазами на причины его совершения.

Во-первых, нет умысла в данном преступлении. Цель (Ф.И.участника игры) была не направить струю в глаза (Ф.И.участника игры), а только подшутить над ним.

Во-вторых, все мы знаем такое понятие как "подростковый возраст". Мой подзащитный находится в данном возрасте. Сейчас мы вспомним их психологию, что свойственно этому возрасту (от 10 до 16 лет). Подростку важно знать достойное место среди сверстников. Именно по этой причине, подросток способен совершать либо положительные, либо отрицательные поступки. Драки преследуют ту же цель. Главное для подростка — привлечь внимание со стороны, чтобы занять лучшее место среди ровесников.

Кроме того, в данном общественно-опасном деянии есть смягчающие обстоятельства: несовершеннолетие виновного, совершение преступления впервые.

И, хотелось бы, отметить положительные черты личности из той же характеристики, которую предоставила школа на моего подзащитного. Это: активное участие в общественной жизни школы, всегда идёт на выручку друзьям. Прошу суд, с учётом сказанного мною, вынести справедливую меру наказания!

Судья: Последнее слово предоставляется подсудимому.

Последнее слово подсудимого: Я не хотел, чтобы так вышло. Я раскаиваюсь о содеянном. Это мне урок на всю жизнь. Прошу суд вынести мне справедливую меру наказания!

Судья: Сегодня было рассмотрено уголовное дело (ФИО подсудимого), суд удаляется в совещательную комнату, для того, чтобы вынести меру наказания, руководствуясь УК РФ и принимая во внимание все обстоятельства дела.

Секретарь: Суд удаляется на совещание. (Через короткое время суд возвращается).

Секретарь: Встать, суд идёт. (все встают)

Судья зачитывает приговор.

ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
"__"___________ 20 г.

Московский районный суд в составе:

Председательствующего судьи (Ф.И.О.участника),

с участием прокурора (Ф.И.О.участника),

при секретаре (Ф.И.О.участника)

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по обвинению (Ф.И.О.участника).

Руководствуясь ст.ст.296,297,303 — 308 УПК РФ

(Ф.И.О.)осужденного, признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок два года и отбыванием наказания в воспитательной колонии.

Приговор может быть обжалован и опротестован в вышестоящей инстанции.

В судебном зале было немноголюдно. Слушалось банальное дело об ограблении.

По большому счёту, всё было ясно как божий день и никаких сомнений у Игоря Петровича не возникало. Дело было исключительно за формальной стороной вопроса. Он затянулся последний раз, раздавил бычок в пепельнице, надел мантию и вышел из кабинета.

— Прошу всех встать! «Суд идёт!» —произнесла судебный секретарь и кокетливо поправила свой серый жакет в районе декольте.

— Здравствуйте, прошу садиться, — сказал Игорь Петрович, — судебное заседание объявляется открытым. Он стукнул молотком, затем взял со стола приготовленные секретарём документы и начал зачитывать вслух:

— Рассматривается уголовное дело по обвинению Вобейда…

Что за чёрт?! Судья протёр глаза, но на бумаге ничего не изменилось.

— Вобейда Скворчегана Курманбельдыевича, — произнёс он внезапно упавшим голосом, — и Владимира Николаевича, — тут он приободрился, — Чакраборти…

В зале на миг повисла тишина. Усилием воли, переборов себя, Игорь Петрович сосредоточился и продолжил чтение:

— и Владимира Николаевича Чакраборти в грабеже группой лиц по предварительному сговору Винила Йобановича Стаканова.

Нет, это определенно какая-то чертовщина. Он хоть убей не помнил ни одного из этих диких имён. По крайней мере, в момент ознакомления с делом, ничего подобного ему точно не попадалось на глаза. Он же не склеротик…

Однако, Salus reipublicae – suprema lex («благо государства — высший закон») и судебное заседание должно продолжаться. В конце концов, почему потерпевший не может быть болгарином? А у них и не такие имена попадаются.

— Елена Андреевна, — доложите явку, пожалуйста.

Секретарь снова поправила декольте и игриво вильнула задницей.

— Ваша честь! Свидетели доставлены под конвоем и ожидают вызова в коридоре. Присяжные выбрали себе пахана и в натуре готовы.

— Уважаемые присяжные заседатели, прошу огласить за кого прорамсила на сходке малина, — неожиданно сам для себя выдал Игорь Петрович.

— Слы, лепила, открытым голосованием сходка выбрала в паханы Васю Банана, — ответила с места дородная тётка с золотыми зубами.

— За базаром следи, шалашовка, — огрызнулся судья, — тебе кто пасть открывать разрешил, шалава базарная? Твой Вася говна в рот набрал и сам ответить не может?

— Я его маруха. А ему западло с легавыми базлать, разве что по крайнему случаю, — вы же человек с опытом, должны знать распорядок. Чай не первый год в суде.

— Суд устанавливает личность подсудимых. Подсудимые, встаньте, пожалуйста. Представьтесь.

Подсудимые представляли собой не менее загадочное и экзотическое зрелище, странным образом гармонирующее с общей атмосферой лёгкого безумия, царившего в зале.

Один был высок, лыс и худощав как жердь. Одет он был в майку-алкоголичку и нелепые детские шортики с цветочками и большой пуговицей для пристёгивания лямки. Пуговица сиротливо болталась на одной нитке.

Второй был облачён в кожанку на голое тело и драные на коленях трикошки-треники. Ростом он был невелик и буйная кудрявая растительность сплошняком покрывала его голову. На глазах красовались противосолнечные очки.

— Вобейда Скворчеган Курманбельдыевич, — представился длинный, — данные о родителях, месте и времени рождения отсутствуют. Сирота я. Как есть, круглый сирота, — всхлипнул он и неожиданно жалобным голосом произнёс:

— Дяденька, отпусти нас отсюда…

— Тармангалор Поцупаевич Ынь, — сказал второй, — В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай, на столбовой дороженьке…

— Так… Стоп! — строго нахмурив брови, прервал его монолог Игорь Петрович.

— Это ещё что за фокусы?! А где у нас… — он заглянул в бумажку, — Владимир Николаевич Чакраборти?

— Так заболел, — грустно сказал кучерявый, — свинку подхватил, так что я за него. Вы не думайте, он мне как брат. А брат за брата отвечает!

— А, ну это — другое дело, — сказал Игорь Петрович, — причина уважительная. Ваш довод судом принят. Садитесь.

— Дяденька, я не хочу садиться, — взмолился кучерявый, — отпустииии нас отсюда…

Из-под тёмных очков у него выкатилась слезинка.

— Хм… Продолжим. Итак, дело рассматривается под председательством судьи Стефанова с участием коллегии присяжных заседателей.

Государственное обвинение поддерживает прокурор, советник юстиции Крокодилов Мордулак Вупидолович, защиту подсудимых осуществляет адвокат Пройдысвит Олеся Тарасовна.

В качестве потерпевшего в процессе участвует, — он снова заглянул в бумажку, — Винил Йобанович Стаканов. Суд переходит к судебному следствию.

Игорь Петрович снова бухнул молотком.

— Слово для изложения сути обвинения предоставляется прокурору Крокодилову.

— Уважаемые присяжные заседатели, — начал тот, — двадцать четвертого февраля сего года потерпервший возвращался домой с попойки.

Вид его был неряшлив, а изо рта дурно пахло.

Читайте также:  Как и где узнать свою кредитную историю

Нетвёрдым шагом проходил он через двор дома под нумером семь, когда два господина приметной внешости, остановили его и окормили по маковке кирпичом.

После чего, завладев небогатыми остатками средств ограбленного, лихоимцы предались разгулу и разврату.

А потерпевший с поехавшим абажуром отправился к коновалам. Я доходчиво разжевал?

Со стороны присяжных раздался одобрительный гул.

— Так вот, господа, — продолжил он, — то, что потерпевший – фуфлыга и лох, сомнению не подлежит. Зуб даю, — он лихо щёлкнул фиксой, — но это не повод бить его по жбану так, чтобы потом за дуровоза по жизни канать и пахать на лекарства. Уж если ебашить, я так считаю, то наглухо, чтобы не мучился. Базар окончен.

Присяжные снова одобрительно загудели, а Вася Банан поднял вверх большой палец.

— Подсудимые, встаньте, — сказал Игорь Петрович.

— Сейчас было оглашено обвинение. Оно вам понятно?

— Да, — ответили они хором.

— Вы себя признаёте виновными?

Оба энергично закрутили головами.

— Ну, хуй с вами, садитесь. А какова позиция защиты?

Олеся Тарасовна задрала топик и молча показала сиськи. В неё немедленно полетела тяжёлая книжка, брошенная секретарём суда, от которой, впрочем, адвокат с ловкостью уклонилась.

— Елена Андреевна, ну нельзя же так, — укоризненно произнёс Игорь Петрович. А у вас, — да, мощный аргумент… Похоже, придётся к нему прислушаться. Кстати, а что у нас скажет потерпевший?

Стаканов нетвёрдой походкой подошёл к трибуне ответчика.

— Иду я, значит, домой. Никого не трогаю, захожу во двор и вдруг – раз! И свет выключили. А когда включили, я уви… — он прервался на середине слова.

Лицо его расплылось в широкой улыбке.

— Слоники! – закричал он, — Слоники! Розовые слоники!

И указал куда-то за судейское кресло.

К нему немедленно подбежал из зала человек, бодро закатал рукав, перетянул руку и поставил укол, от которого улыбка медленно сползла с лица Стаканова.

— …дел вокруг людей в белых халатах, — закончил он предложение.

— Ваша честь, я лечащий врач потерпевшего, — затараторил мужик со шприцем в руке, — Профессор Переброженский, таксидермист третьей гильдии! Больному противопоказаны нервные потрясения и умственные нагрузки. Прошу вас на этом опрос пациента закончить, а то у него может случиться короткое замыкание мозга. А оно, как известно, способно уничтожить не только микрокосм, но даже метавселенную. Вы улавливаете масштаб?

Судья задумчиво покивал головой.

— Аааа! – вдруг заорал профессор, указывая на портьеру, — черти! У вас там черти! Вон из суда! Сюда я больше не ездец! Карету мне, карету!

Громко топая башмаками, он выбежал из зала, волоча за руку упирающегося Стаканова, который снова начал что-то орать.

— Суд переходит к допросу свидетелей. Фёклу Васильевну пригласите, пожалуйста с подругами.

Здоровый гиббон, одетый в полицейскую форму, подпрыгивая, ломанулся в сторону коридора и вскоре вернулся с целой толпой бабок.

— Милостивые сударыни, — начал прокурор, — не видели ли вы в тот день чего-то необычного?

— А как же, — раздался нестройный хор старушечьих голосов, — шесть наркоманов и четырнадцать проституток…

— Да я не об этом, — скорректировал вопрос прокурор, — видели ли вы, что именно произошло с потерпевшим?

— А, так его вон те двое кирпичом по башке уебали, — ответила Фёкла Васильевна.

— Вы, наверное, хотели сказать, ударили? – снова поправил прокурор.

— Не, если-б ударили, то ударили. А тут уебали, что я – слепая что ли?!

Судья махнул рукой, прекращая галдёж.

— У защиты есть вопросы к свидетелю?

— А какие у меня могут быть вопросы? – Олеся томно облизала палец, — у меня же сиськи.

— Довод защиты принят.

— Обвиняемый Вобейда! Можете рассказать суду вашу версию произошедшего? Пожалуйста, приступайте.

Длинный вскочил и немедленно начал ныть гнусавым голосом:

— Дяденька, я ничего не делал. Мы с Володькой просто играли в песочнице, лепили куличики, а потом нам захотелось мороженого, а денег не было. Ну, вот мы и подошли к тому мужику и попросили десять копеек. Честное слово, дяденька судья. А он нам не даааааал.

— И что же произошло дальше?

— Мы остались без мороооожииинава, — горько заплакал Вобейда.

Игорь Петрович достал карманный показатель пиздежа и внимательно ознакомился с показаниями прибора. Его зашкаливало.

Судья продемонстрировал прибор в зал.

Раздался неодобрительный гул со стороны присяжных.

— Да он, похоже, за лохов педальных нас тут держит, — возмутился Вася Банан, — дайте я ему въебу!

Не дожидаясь разрешения, он подскочил к обвиняемому и выписал ему хороший хук справа.

Вобейда схватился за скулу и недобро поглядел на Василия.

— Попишу, падло, — прошипел он и полез за чем-то в карман.

— А ну прекратить безобразие! – заорал Игорь Петрович.

В зале в момент появилось трое гиббонов с резиновыми дубинами, которыми немедленно начали обрабатывать спокойно сидящего на скамье Тармангалора Поцупаевича.

Некоторое время слышались звуки ударов, сопровождаемые хекающими выдохами гиббонов в те моменты, когда они опускали дубины на скорчившегося на полу Ыня.

— Хватит! – веско сказал судья, — На первый раз достаточно.

Гиббоны нехотя удалились, волоча по полу длинные руки с зажатыми в них дубинами.

— Звери, —сказал Вобейда.

— Бля буду, звери, — подтвердил Вася Банан.

— Беспезды, — солидно подытожил Игорь Петрович.

— Ну что? Судебному следствию пиздец… э… в смысле, окончено? Переходим к прениям сторон?

— А нахуя? – вежливо поинтересовался прокурор. У неё вон – сиськи, — он кивнул в сторону адвоката, — а у меня – нет.

— Тащем-то, логично, — согласился судья.

— Э… стопэ, — подал голос Вася Банан, — а нам показать?

Присяжные снова поддержали его одобрительным гулом, сопровождаемым полётом туфли Васиной марухи. Тот не ожидал такой подлянки и получил по затылку.

— Я-ж не для себя, я-ж для пацанов стараюсь, протянул он и в него полетела вторая туфля.

— Хлопчыкы нэ сварьтэсь, мэни не шкодно зараз вас порадуваты, — Олеся задрала топик перед присяжными.

— Охуенное сисло, — раздался чей-то голос.

— И ебёт же кто-то такое счастье, — подтвердил другой.

— Интересно, в рот хорошо берёт? — деловито поинтересовался третий.

— Присяжные, ещё вопросы к защите будут?

— Какие тут вопросы, — вздохнул потирающий голову Вася Банан, — к такому вопросов не может быть вообще. Разве что про любимый тип анальной смазки, — и украдкой кинул взгляд на оттопыренные штаны.

— Это к делу не относится, — сказал Игорь Петрович.

— Встаньте, подсудимые. Суд предоставляет вам последнее слово.

— Ну мы это… э… короче, погорячились тогда, — начал Вобейда, — фуцен же в говно был. Вообще не отдуплял чего и как, так что ему и не страшно было.

— Но у нас есть смягчающее обстоятельство: кирпич был некондиционным. Я как ёбнул ему по макушке, он у меня в руках сразу и рассыпался. Халтурщики, блять. Сажать за такое надо.

Ладно – мы ему по жбану дали. Был кирпич – и нет кирпича. А если бы этот кирпич на стройку попал, да в жилой дом? А если бы в микрорайон?! Тысячи смертей, миллионы, обвалы домов!

Да нам медаль выдать надо за спасение человечества!

Скворчеган, обессиленный пламенной речью, уселся на скамью и обхватил руками голову.

— Пиздёжь окончен? – спросил Игорь Петрович.

— Окончен, — лысый потрогал макушку, словно бы примеряя некондиционный кирпич к этой цели.

— Есть что сказать у второго подсудимого?

Тот захрипел и затрясся на полу, разбрызгивая изо рта пену.

— Итак, уважаемые присяжные заседатели. Если у вас нет ко мне вопросов, я предлагаю пройти в совещательную комнату для вынесения вердикта по настоящему уголовному делу. Пожалуйста, проходите.

— Прошу всех встать, — сказала секретарь через десять минут. И зачем-то одёрнула короткую юбку.

Присяжные дружной змейкой вырулили из комнаты и заняли свои места в судебном зале.

— Пахан, коллегия присяжных приготовила маляву по данной мазе? – спросил Игорь Петрович.

— Передайте мне. И каков вердикт?

— Фёкла Васильевна с подругами не пиздят. Эти двое реально уебали, а не ударили кирпичом терпилу по чайнику. Но, не добили. Тут лепила прав.

— Пора менять дилера, думал Игорь Петрович, усаживаясь в служебный автомобиль, — никогда ещё так не штырило. И дёрнул же чёрт дунуть перед заседанием. Интересно, что он такого подмешивает в траву?

В опустевшем зале из-за судейского кресла, помахивая ушами, неспешно вылетел розовый слоник и тонко затрубил.

Портьера рядом со столом зашевелилась, оттуда высунулось сначала свиное рыло, затем мелькнул длинный язык, слизнувший слоника прямо в полёте. Потом что-то мерзко захрустело, словно кто-то большой старательно перемалывал в пасти мелкие кости и явственно пахнуло серой.

Зашедший в зал дежурный гиббон, истово перекрестился и, судорожно пятясь в коридор, закрыл за собою дверь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *