Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127
Конституция Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак — эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Регламент арбитражных судов Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.
4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.
6. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
Комментарий к статье 23
1. В ст. 23 комментируемого Федерального конституционного закона закреплены основы правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом не только воспроизводится ст. 127 Конституции РФ (ч. 1, 3, 5 ст. 23 Закона), но и развиваются ее положения, когда указывается, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, а также, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Более подробная характеристика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации невозможна без учета законодательства об арбитражных судах. Речь идет прежде всего о Федеральном конституционном законе "Об арбитражных судах в Российской Федерации" , вступившем в силу с 1 июля 1995 г., и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации , введенном в действие также с 1 июля 1995 г.
———————————
СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589.
СЗ РФ, 1995, N 19, ст. 1709.
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" был принят в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации и сменил действовавший до этого Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" , во исполнение которого был создан и с 15 апреля 1992 г. приступил к работе Высший Арбитражный Суд.
———————————
ВВС РСФСР, 1991, N 30, ст. 1013.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 июля 1995 г., заменил Арбитражный процессуальный кодекс , действовавший с 15 апреля 1992 г.
———————————
ВВС РФ, 1992, N 16, ст. 836.
2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Подведомственность дел арбитражным судам устанавливается федеральными законами и прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 22).
Определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений исходя из субъектного состава участников спора, а именно:
экономические споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;
экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Статья 22 Арбитражного процессуального кодекса дает примерный перечень видов экономических споров, подведомственных арбитражным судам. Сюда относятся, в частности, споры:
о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
об изменении условий или о расторжении договоров;
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
о признании права собственности;
об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
о возмещении убытков;
о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
о защите чести, достоинства и деловой репутации;
о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.
В деятельности арбитражных судов и Высшего Арбитражного Суда все больше места занимают споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан — предпринимателей, в частности о признании недействительными решений налоговых органов, таможенных органов, органов валютного контроля о применении санкций за нарушения соответствующего законодательства.
Иные дела, рассматриваемые арбитражными судами наряду с экономическими спорами, включают в себя прежде всего дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан — предпринимателей, а также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Практические рекомендации, используемые при решении вопроса об относимости конкретных дел к спорам и делам, рассматриваемым арбитражными судами, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" .
———————————
Вестник ВАС РФ, 1992, N 1. С. 84.
Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает также, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела не только с участием организаций и граждан — предпринимателей Российской Федерации, но и иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Указание в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе на то, что Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом, означает, что его судебные акты не могут быть пересмотрены каким-либо судом или иным органом.
4. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации.
Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства. Объясняется такое положение тем, что в системе арбитражных судов уже существует две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство (см. комментарий к ст. 24 и 25).
5. Осуществляемый Высшим Арбитражным Судом судебный надзор за деятельностью арбитражных судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства.
Нормы о пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора сосредоточены в главе 22 Арбитражного процессуального кодекса.
Как уже указывалось, пересмотрены могут быть вступившие в законную силу судебные акты федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Кроме того, могут быть пересмотрены и судебные акты Высшего Арбитражного Суда, принятые им в качестве суда первой инстанции.
Пересмотр судебных актов осуществляется Президиумом Высшего Арбитражного Суда по протестам Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. Однако последние не вправе приносить протесты на решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Заявление о принесении протеста на вступившее в законную силу решение, постановление арбитражного суда может быть подано после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции. На практике это условие обращения с заявлением о принесении протеста считается соблюденным, если заявитель обращался в апелляционную или кассационную инстанции, но по различным процессуальным основаниям его жалоба была возвращена. В таких случаях к заявлению о принесении протеста должно прилагаться определение о возврате соответствующей жалобы.
Опротестование судебных актов возможно и по собственной инициативе должностных лиц, наделенных правом принесения протестов.
Основаниями к изменению или отмене решения, постановления в порядке надзора являются незаконность или необоснованность судебного акта.
Не могут быть отменены правильные по существу решения, постановления арбитражного суда по одним лишь формальным основаниям.
6. Случаи, когда Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, определены в ст. 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Это дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации.
Поскольку подсудность дел Высшему Арбитражному Суду по первой инстанции закреплена в Федеральном конституционном законе исчерпывающим образом, то действовавшие ранее нормы других законов о подсудности дел Высшему Арбитражному Суду должны применяться с учетом ст. 10 указанного Федерального конституционного закона.
Высший Арбитражный Суд РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Это положение относится не только к актам, принятым в первой инстанции, но распространяется и на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда.
7. Полномочие Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики закреплено и в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ст. 13) указанное полномочие осуществляет Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. Разъяснения даются по результатам рассмотрения материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами. Разъяснения принимаются в форме постановлений Пленума.
Часть 2 ст. 13 вышеназванного Закона предусматривает, что постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Постановления Пленума являются основным средством обеспечения единообразия судебной практики по применению законодательства.
Кроме того, практика деятельности арбитражных судов выработала, а закон закрепил еще одну форму обеспечения единства судебной практики. Речь идет о ст. 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", которая установила, что Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации.
Делается это в виде информационных писем. Закон не предусматривает их обязательности для арбитражных судов, поэтому они носят рекомендательный характер. Однако нельзя не учитывать, что за ними стоит авторитет выработавшего их органа и его конкретная правоприменительная практика.
8. С 1 июля 1995 г. действует Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Этим Законом (глава 2) и определены полномочия и порядок деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ. Что касается порядка его образования, то ст. 2 вышеназванного Закона устанавливает, что Высший Арбитражный Суд создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправки в Конституцию.
Наряду с ранее упоминавшимися Высший Арбитражный Суд осуществляет и другие полномочия, в том числе обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности актов, указанных в ст. 125 Конституции РФ; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особо следует отметить функцию Высшего Арбитражного Суда по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, включая меры по их кадровому, организационному, материально — техническому и иным видам обеспечения. Тем самым Высший Арбитражный Суд по отношению к арбитражным судам осуществляет функции, которые в отношении судов общей юрисдикции выполняет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (см. комментарий к ст. 30, 31).
По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд принимает регламент, обязательный для арбитражных судов. В настоящее время действует Регламент арбитражных судов, утвержденный Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7 .
———————————
Вестник ВАС РФ, 1996, N 11. С. 17.
9. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Высшему Арбитражному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
10. Высший Арбитражный Суд действует в составе:
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда широки. Однако они не распространяются на рассмотрение конкретных судебных дел.
Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя и всех судей Высшего Арбитражного Суда.
Рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов осуществляется Президиумом Высшего Арбитражного Суда.
Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда и председателей судебных составов.
По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В этой связи Пленумом Высшего Арбитражного Суда установлено, что в состав Президиума входит при рассмотрении каждого судебного дела судья — докладчик по этому делу.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, обеспечивают изучение заявлений о принесении протестов, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов. Председателями судебных коллегий являются заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда.
В судебных коллегиях образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Составы создаются по принципу специализации судей по различным категориям дел. В настоящее время действует 8 судебных составов, в частности, налоговый состав, состав по делам о собственности и приватизации, состав по договорному праву и т.д. Председатели судебных составов утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда.
При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда и председателей арбитражных судов в Российской Федерации.
Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

В соответствии с законами № 2-ФКЗ и № 4-ФКЗ перестал существовать ВАС РФ, а все его полномочия теперь переданы Верховному суду РФ.

Ранее ВАС РФ был судом первой инстанции для рассмотрения дел, указанных в части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в предыдущей редакции), а также судом надзорной инстанции для всех дел, которые рассматривали арбитражные суды. Также ВАС РФ пересматривал принятые им судебные акты по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, ВАС РФ давал нижестоящим арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики, а судебные акты нижестоящих арбитражных судов могли быть отменены или изменены, если они не соответствовали правовым позициям, которые были изложены в постановлениях Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ.

Начиная с 6 августа ВАС РФ перестал существовать. Это повлекло за собой следующее.

1. С заявлениями о рассмотрении всех тех категорий дел, которые ранее ВАС РФ рассматривал в качестве суда первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ в предыдущей редакции), теперь нужно обращаться в Верховный суд РФ. Подсудность дел самому Верховному суду РФ теперь определена не в статье 27 Гражданского процессуального кодекса РФ (как раньше), а в части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ О Верховном Суде Российской Федерации. Такие дела теперь будут рассматриваться по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ.

ВАС РФ до 6 августа не успел рассмотреть дело в качестве суда первой инстанции. Что будет с этим делом после 6 августа 2014 года

Кроме того, если ранее решения и определения, которые выносил ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, можно было обжаловать только в надзорную инстанцию, то теперь решения и определения Верховного суда РФ можно будет обжаловать также и в Апелляционную коллегию Верховного суда РФ по правилам, которые установлены в главе 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

2. Изменился порядок обжалования вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов: вместо ранее действующей надзорной инстанции в Президиуме ВАС РФ заявителям нужно обращаться в порядке кассационного производства в специально созданную Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ (ст. 291.1291.15 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ). Определения коллегии при определенных условиях можно обжаловать в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ в порядке главы 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в ред. Закона № 186-ФЗ).

3. Разъяснения, которые были даны в постановлениях Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ, по-прежнему обязательны для применения нижестоящими судами. Однако появилась оговорка о том, что такие разъяснения применяются лишь в тех случаях, когда они сохранили силу (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ).

В отношении правовых позиций, которые были изложены в постановлении Пленума ВАС РФ, это означает, что если Верховный суд РФ не принял решения о том, что то или иное постановление утрачивает силу, то оно обязательно для применения всеми арбитражными судами (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон ‘Об арбитражных судах в Российской Федерации’ и статью 2 Федерального конституционного закона ‘О Верховном Суде Российской Федерации’).

В отношении правовых позиций, которые изложены в постановлениях Президиума ВАС РФ, это, по всей видимости, означает следующее. Если Президиум Верховного суда РФ принял постановление, в котором изложена иная правовая позиция, то нужно руководствоваться разъяснениями Верховного суда РФ. В отсутствие таких разъяснений Президиума Верховного суда РФ арбитражные суды обязаны руководствоваться разъяснениями, которые были даны в постановлениях Президиума ВАС РФ.

В законе ничего не сказано про правовые позиции ВАС РФ, которые были изложены в информационных письмах Президиума ВАС РФ. Поэтому возникает вопрос о том, насколько они являются обязательными для арбитражных судов после 6 августа 2014 года. Однако стоит отметить, что и раньше в законе нигде не было сказано о том, что правовые позиции, которые были изложены в информационных письмах Президиума ВАС РФ, являются обязательными для арбитражных судов. С другой стороны, многие правовые позиции, которые были изложены в таких информационных письмах, были ранее сформулированы в постановлениях Президиума ВАС РФ по конкретным делам. Поэтому имеет смысл ссылаться не на сами информационные письма ВАС РФ, а на постановления Президиума ВАС РФ по конкретным делам. Разумеется, при условии что Пленум Верховного суда РФ или Президиум Верховного суда РФ после 6 августа 2014 года не заняли иную позицию по данному вопросу.

О самых важных и значимых изменениях в процедуре рассмотрения дел арбитражными судами будет рассказано в данной рекомендации:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *