Содержание

Редактор журнала «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Рабочее время учителей и преподавателей имеет немало особенностей. И одной из основных является то, что их рабочее время складывается из нормируемой и ненормируемой части. Такая система на практике вызывает определенные трудности (с учетом рабочего времени, выплатой сверхурочных, работой в выходные и т. д.). Нюансов много и вопросы соответственно возникают часто. Какие режимы рабочего времени лучше устанавливать педагогам? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Что делать, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Попробуем разобраться.

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников:

– Трудовой кодекс (гл. 52);

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273‑ФЗ);

– Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601);

– Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Особенности).

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273‑ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

– пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

– шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;

– рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;

– неполная рабочая неделя;

2. Продолжительность рабочего дня:

– ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);

– неполный рабочий день (смена);

– гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);

– разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н [1] .

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

Читайте также:  Вычитают ли алименты с больничного листа

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Выходные и нерабочие праздничные дни

Работа в ночное время

Выполнение государственных обязанностей

Очередные и дополнительные отпуска

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Отпуск по уходу за ребенком

Часы сверхурочной работы

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

Неявки с разрешения администрации

Выходные по учебе

Учебный дополнительный отпуск

Замещение в 1‑м – 3‑м классах

Замещение в группах продленного дня

Замещение в 4‑м – 11‑м классах

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

Фактически отработанные часы

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601.

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком‑либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы.

В связи с этим возникает вопрос: является ли выходным методический день? Нет, поскольку такие дни предоставляются не для отдыха, а с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог может вообще не выходить в этот день на работу, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может: не может переноситься, если вдруг совпадет с нерабочим праздничным днем, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели. Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

[1] «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Сколько часов ставить учителю в табеле

У меня в работниках есть преподаватель на 0,5 ставки (основная работа) и есть преподаватель на 0,5 ставки (по совместительству). Одинаковый оклад и работают одинаковое кол-во часов. Но в табеле у основного работника я ставлю общее кол-во 36 часов в месяц (9часов*4), т.к.

Оклад одинаковый. Допустим 5000 руб. Осн. работнику в табеле по дням часы не ставлю, просто В(выходные).

Сколько часов ставить учителю в табеле

Во-вторых, рабочий день преподавателя ВУЗа состоит из двух частей, которые условно называют «первая половина дня» и «вторая половина дня». К первой половине дня относятся в основном аудиторные занятия в соответствии с расписанием занятий, графиками консультаций, руководство аспирантами и т.п.

Сколько часов ставить учителю в табеле

Должен ли работодатель отражать в табеле учета рабочего времени педагога дополнительного образования бюджетного учреждения только количество часов учебной нагрузки, или же и другую часть педагогической работы тоже нужно отражать? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В табеле учета рабочего времени должен отражаться факт отработки 36-часовой недельной нормы, а не только часы преподавательской работы. В соответствии с частью четвертой ст.

91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Пунктом 2.8.1 Приложения N 1 к Приказу N 1601 педагогу дополнительного образования устанавливается норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы в объеме 18 часов в неделю. Однако это не означает, что продолжительность рабочего времени для такого педагога ограничивается указанным пределом.

Как заполнить табель рабочего времени для учителя?

как заполнить табель рабочего времени на учителя если у него учебная нагрузка составляет 0,6 ставки Как мы поняли из Вашего вопроса, сотруднику установлено неполное рабочее время. Вместе с тем, отметим, что если неполное рабочее время устанавливается сотруднику при приеме на работу, то это условие необходимо отразить в трудовом договоре, а также в приказе о приеме на работу. Заработную плату сотруднику в трудовом договоре укажите в полном размере (за полную ставку), при этом необходимо указать, что заработная плата начисляется за фактически отработанное время (например, «Работнику установлен месячный оклад 17 000 руб.

Читайте также:  Плата за отопление летом законно ли это

Табель учета рабочего времени в школе учителя, который работает 16 часов в неделю

Ответ Табель учета рабочего времени в школе должен отражать фактически отработанное учителем время, то есть 16 часов.

Обоснование из рекомендации В соответствии с п. Учителям устанавливается норма учебных часов (педагогической) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы (п.

В соответствии с ч. 4 ст.

Табель учета рабочего времени в школе учителя, который работает 16 часов в неделю

Ответ Табель учета рабочего времени в школе должен отражать фактически отработанное учителем время, то есть 16 часов. Обоснование из рекомендации В соответствии с п.

2 приложения 1 к Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или норма учебных часов педагогической работы за ставку заработной платы. Учителям устанавливается норма учебных часов (педагогической) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы (п.

2.8.1 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601). Соответственно, 16 часов педагогической работы составляет 0,88 ставки. В соответствии с ч. 4 ст.

91 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

Сколько часов ставить учителю в табеле

Голосование: Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. Российская Федерация, Нижний Новгород Как учителю — отпуск 42 дня, если хочет гулять учительский отпуск, то как совместителю, можно предоставить отпуск без сохр.

з/п на разницу дней. Российская Федерация, Нижний Новгород Российская Федерация, Нижний Новгород Российская Федерация, Нижний Новгород Российская Федерация, Нижний Новгород Российская Федерация, Москва Российская Федерация, Мурманск Российская Федерация, Москва Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.

О рабочем времени педагогов

Каковы особенности рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены? Из каких частей складывается рабочее время педагогов? Какие режимы рабочего времени для них могут вводиться?

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников: Норма рабочего времени Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п.

2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю. Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п.

Сколько часов ставить учителю в табеле

Во-вторых, рабочий день преподавателя ВУЗа состоит из двух частей, которые условно называют «первая половина дня» и «вторая половина дня». К первой половине дня относятся в основном аудиторные занятия в соответствии с расписанием занятий, графиками консультаций, руководство аспирантами и т.п.

Нормативными документами о высшей школе годовой объем нагрузки преподавателя по первой половине дня не должен превышать 900 академических часов. Распределение нагрузки конкретного преподавателя по первой и второй половинам дня приводится в индивидуальном плане преподавателя, который утверждается заведующим кафедрой.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Н.В. Калашникова , эксперт
журнал «Учет в бюджетных учреждениях » №7 июль 2008 г.

В бюджетном образовательном учреждении (муниципальная школа) труд педагогических работников оплачивают в соответствии с и занимаемой ставкой. В зависимости от расписания учебные часы у педагога могут быть не каждый рабочий день. Дни, когда учитель не ведет занятия, считаются методическими. В такой день он не обязан присутствовать на своем рабочем месте. Как нужно отмечать в табеле дни с учебными часами и те, когда уроков нет?

ПИСЬМО РОСТРУДА
от 22 мая 2008 г. № 1168-6-1

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено письмо от 17.04.08 г. № 196/04. В пределах компетенции сообщаем следующее.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 г. № 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, которые обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Для оформления и учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, оплаты труда применяется унифицированная форма Т-12.
Вышеуказанная форма не предусматривает такой графы, как «методические дни».
С нашей точки зрения, время, когда преподаватель не ведет занятия, но выполняет другую работу, предусмотренную его или должностной инструкцией (в том числе методическую), в табеле учета рабочего времени следует отражать как «рабочее».
За дополнительными разъяснениями по применению указанного постановления и утвержденных им унифицированных форм рекомендуем обратиться в Росстат.


Комментарий редакции

Мнение специалистов Роструда основано на правилах заполнения формы № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» (ф. 0301007). Однако следует заметить, что бюджетное общеобразовательное учреждение в выборе первичной документации должно руководствоваться положениями Инструкции № 25н. Значит, для отражения рабочего времени персонала ему следует использовать унифицированную форму 0504421 (Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы). На этом настаивают и специалисты главного ведомства в письме от 10 сентября 2007 г. № 02-14-10а/2261. Отметим, что при заполнении формы 0504421(также как и формы № Т-12) необходимо регистриро-вать только случаи отклонения от нормального использования рабочего времени. А методическую работу нельзя отнести к таким отклонениям. Ведь к продолжительности рабочего времени педагогических работников относятся не только учебные часы. В него включают также и другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями (в частности, методическую).
Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что при учете рабочего времени учителя (педагога) нет различий между часами, когда учитель ведет занятия, а когда методическую работу. Эти часы должны быть отражены в табеле одинаково. Получается, что, если работник получит травму, находясь в «методический» день дома, ее придется признать как производственную.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В табеле учета рабочего времени должен отражаться факт отработки 36-часовой недельной нормы, а не только часы преподавательской работы.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно ст. 92, а также ст. 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая составляет не более 36 часов в неделю. Кроме того, в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее — Приказ N 1601).
Пунктом 2.8.1 Приложения N 1 к Приказу N 1601 педагогу дополнительного образования устанавливается норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы в объеме 18 часов в неделю. Однако это не означает, что продолжительность рабочего времени для такого педагога ограничивается указанным пределом. Это говорит лишь о том, что для того, чтобы получить полную ставку заработной платы, педагог должен выполнить указанную преподавательскую нагрузку. Иную педагогическую работу, не связанную непосредственно с преподаванием, он осуществляет в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69).
Иными словами, рабочее время педагога дополнительного образования делится на две части: нормированную в объеме 18 часов преподавательской работы и ненормированную, в течение которой выполняется иная педагогическая работа. При этом обе эти части в совокупности не могут превышать 36 часов в неделю — установленной продолжительности рабочего времени для всех педагогических работников.
Из ст. 129 и ТК РФ следует, что месячная заработная плата в полном объеме выплачивается работникам при выполнении ими месячной нормы рабочего времени. Поэтому для начисления педагогическому работнику заработной платы необходимо знать общее количество отработанных им часов. Сколько именно часов в течение каждого дня было потрачено на выполнение преподавательской работы, а сколько на выполнение научно-исследовательской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и иной работы, не имеет значения при заполнении табеля учета рабочего времени. Следовательно, поскольку часы, затраченные на преподавательскую работу, являются только частью всего рабочего времени педагогических работников, полагаем, что в табеле учета рабочего времени должен отражаться факт выработки всей 36-часовой недельной нормы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги

Поскольку единого порядка ведения табеля учета рабочего времени конкретно для бюджетных образовательных учреждений нет, они применяют разные системы учета в зависимости от конкретных условий выполняемой работы. Причем бюджетные учреждения при учете рабочего времени могут использовать две формы табеля, утвержденные Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н, — табель учета рабочего времени по форме 0301008 (форма Т-13) и табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма 0504421).

В табеле 0504421 регистрируются только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка. В верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней — условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время.

Читайте также:  Справка об освобождении от домашних дел

При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой — условное обозначение вида отклонений, а знаменатель — часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в этом табеле повторяется.

В конце месяца работник, ответственный за ведение табеля 0504421, определяет общее количество дней (часов) неявок, а также часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы (35, 42, 43, 45, 47, 49, 51).

Затраты рабочего времени в табеле Т-13 могут учитываться методом сплошной регистрации явок и неявок на работу или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.). При отражении неявок на работу, учет которых ведется в днях (ежегодный отпуск, отпуск в связи с обучением, временная нетрудоспособность, служебная командировка, время выполнения государственных или общественных обязанностей и т.д.), в табеле в верхней строке в графах проставляются только коды условных обозначений, а в нижней строке графы остаются пустыми.

Сложности в учете рабочего времени педагогов прежде всего связаны с тем, что график их работы может быть разным каждый день. Кроме этого, существуют так называемые методические дни, когда педагог свободен от проведения учебных занятий по расписанию и иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, но использует это время для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п. При учете рабочего времени педагогов главное, чтобы соблюдалась недельная норма рабочего времени. Поэтому на практике при заполнении табеля учета рабочего времени зачастую проставляют фактически отработанные дни, в том числе методические, если общее количество отработанного за неделю рабочего времени не отклоняется от нормы.

При соблюдении еженедельной нормы рабочего времени можно проставлять в графике и часы, отработанные за каждый день. Но считаем, что такой учет более значим для кадровиков, поскольку позволяет отследить опоздания работника, отсутствие на работе без уважительных причин и т.п. Обычно, если работникам не установлен шестидневный режим рабочего времени (когда определено время начала и окончания рабочего дня), а начало, окончание и продолжительность рабочего дня в течение недели, месяца и т.д. различаются, то устанавливается режим гибкого рабочего времени, при котором осуществляется суммированный учет рабочего времени. При таком графике в табеле указываются отработанные часы за каждый день работы. Учетный период при этом может составлять месяц, квартал или другой период, не превышающий одного года. Гибкий график и суммированный учет рабочего времени устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Режим рабочего времени при этом должен быть отражен в трудовых договорах с сотрудниками.

Таким образом, если руководствоваться законодательством, когда педагогам установлена шестидневная рабочая неделя, в табеле учета рабочего времени удобнее проставлять ежедневную явку на работу. Если проставляются часы за каждый день работы и при этом ее продолжительность каждый день разная, для работника должен быть установлен гибкий график.

Оптимальный вариант заполнения табеля рабочего времени — заполнение его методом отклонения, когда регистрируются только случаи отклонения (больничные, выходные, праздничные, сверхурочные и т.д.).

  • Учет рабочего времени
  • Статьи про табель учета рабочего времени
  • Актуальные статьи
  • Табель учета рабочего времени формы 0504421 предназначен для бюджетных организаций. В статье можно сказать бланк документа и прочитать про особые правила его заполнения.

    Данный документ подлежит обязательному применению в бюджетных организациях. Однако коммерческие организации также могут применять данную форму. Особенно актуально это может быть, например, для частных детских садов или иных частных образовательных организаций.

    Табель учета рабочего времени форма 0504421: образец заполнения

    Общие правила ведения табеля идентичны с заполнением других форм для коммерческих организаций . Так таблица отработанного времени по форме 0504421:

    • ведется всегда только в единственном экземпляре;
    • открывается за два-три дня до начала расчетного периода;
    • используется без изменений утвержденной формы.

    В соответствии с письмом Минфина России от 2 июня 2016 г. N 02-06-10/32007 возможны два принципиально различных порядка заполнения:

    1. Сплошной метод – отмечаются все явки и неявки работников.
    2. Указание только на отклонения от нормального использования рабочего времени (например, отмечаются выходные и праздничные дни, учебные отпуска и др).

    Оба метода равнозначны. На практике, как правило, используется второй метод. Актом учреждения закрепляется способ заполнения табеля.

    Особенности формы 0504421

    Табличная форма 0504421 несколько отличается от унифицированное учетной формы Т-12, про ее заполнение можно прочитать в статье . В первую очередь всегда заполняется шапка документа. Необходимо указать верное наименование компании (юридического лица).

    Обращаем внимание, что использование торгового названия компании является неприемлемым.

    Например, частный детский сад имеет название “Лесная поляна”. При этом юридическое лицо, предоставляющее услуги по содержанию детей имеет наименование ООО “Ависта”. В графике указывается именно наименование юридического лица.

    Если структура компании достаточно разветвленная, и табель ведет не один человек, то проставляется структурное подразделение. Если таблица одна на всю компанию, этого не требуется. Также проставляется вид документа:

    Нумерация корректирующих документов ведется внутри учетного месяца.

    Непосредственно в табличную часть вносятся данные сотрудника, а также . В последней графе производится суммирование отработанного времени за учетный месяц.

    После проставляются подписи ответственных лиц, а также бухгалтера учреждения о принятии заполнения табеля учета рабочего времени.

    При необходимости учреждения вправе вносить изменения или дополнения в форму табеля (абз. 2 Порядка, утвержденного постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20).

    Для наглядности посмотрим порядок заполнения табеля в образовательной школе по методу регистрации отклонений.

    • Баранов А.А. (директор) отработал все дни полностью. Ему установлена пятидневная рабочая неделя;
    • Сорокина С.А. (заместитель директора) 7 и 8 октября находилась в командировке, остальные дни отработала полностью. Ей установлена пятидневная рабочая неделя;
    • Смирнова Н.В. (социальный педагог) с 8 по 14 октября находилась на больничном. Работает по пятидневной рабочей неделе;
    • Пименов Л.Н. (учитель географии) 5 и 6 октября замещал отсутствующего учителя в двух седьмых классах по два часа (урока) за каждый день. У учителя шестидневная рабочая неделя;
    • Григорьева Т.В. (бухгалтер) с 1 по 8 октября была в учебном отпуске. Ей установлена пятидневная рабочая неделя;
    • Зеленкин Е.В. (сторож) работает по сменам по 12 часов: с 8.00 до 20.00 — дневная смена, с 20.00 до 8.00 следующего дня — ночная смена. 2 октября он работал в день, с 4 на 5 октября — в ночь, 8 октября — в день, с 10 на 11 октября — в ночь, 14 октября — в день.

    Особые случаи

    В отличие от других унифицированных форм, он имеет специфические обозначения, ненужные обычным коммерческим фирмам. Например, “замещение в группе продленного дня”.

    Несколько отклонений в один период

    Если один человек в один день имеет 2 отклонения от нормального использования рабочего времени, они должны быть зарегистрированы особым образом. Нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой — условное обозначение вида отклонения, а знаменатель — часы работы.

    Если имеется более 2 отклонений в один день фамилия работника пишется в нескольких строках.

    Внутренний совместитель

    Когда сотрудник работает в двух филиалах учреждения, заполняем табель учета рабочего времени 0504421 в каждом из подразделений.

    Если человек только в одном подразделении, такая работа фиксируется в одном табеле, но двумя строками. При этом во второй строке необходимо опять отразить фамилию, имя, отчество работника, его профессию и табельный номер. Он должен соответствовать данным второго трудового договора, заключенного на условиях внутреннего совместительства.

    Больничный во время отпуска

    В ситуации, когда сотрудник взял отпуск, а во время него уходит на больничный, поступать необходимо следующим образом. В этой ситуации время отпуска уже отмечено буквенным кодом «От», зачеркивать и исправлять ошибки в табеле нельзя. Поэтому необходимо составить новый, корректирующий документ. В нем необходимо период болезни отметить другим кодом — «Б».

    При предоставлении отпуска важно учитывать и его характер. Разные виды отпусков имеют свои индивидуальные условные обозначения. Так, если работник ушел в очередной отпуск, в графике будет стоять “От”, при дополнительном отпуске — “ДО”. А длительный отпуск по уходу за ребенком обозначается “ОЖ”, что значит — отпуск женский.

    Отсутствие по невыясненным причинам

    Невыясненные причины остаются невыясненными только до момента их выяснения. Поэтому если изначально в таблицу был внесен код “НН”, то в последствии такой документ будет требовать корректировки.

    Причем простановка “НН” необходима даже в том случае, если сотрудник предупредил работодателя, что к примеру, заболел или вызван в суд для дачи показаний. До того момента, пока сотрудник не предоставит документы, оправдывающие его прогул, изменение в табель вноситься не должны.

    При этом если работник , но документы не предоставил и фактически имел место быть прогул, то с него необходимо истребовать объяснительную. И заполнить корректирующий документ, где вместо невыясненных причин будет указано — прогул.

    Ответственное лицо за заполнение табеля

    Табель ведется работником, который назначается соответствующим приказом руководителя бюджетной организации. Может одно лицо (как правило, кадровик или бухгалтер) вести расписание в отношении всех сотрудников организаций. Или эта обязанность может быть возложена на каждого из начальника отделов в отношении своих подчиненных.

    Старое название табеля №421 с кодом формы по ОКУД 0504421

    До 1 октября 2005 года использовался документ, имевший название «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы» №421 с кодом формы по ОКУД 0504421. В настоящее время для учета рабочего времени применяют бланки, которые официально называются «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы» (форма 0504421).

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *