Содержание

ТКО и частный сектор

В связи с выделением услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) в отдельную коммунальную услугу у собственников ТКО появилась обязанность заключать договор с региональным оператором (далее — РО). При этом отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) и РО налажены и ясны.

Граждане, проживающие или владеющие собственностью в частном секторе, при применении нововведений в законодательство в «мусорной» сфере сталкиваются с рядом вопросов.

Отметим наиболее существенные:

  • Кто должен заключать договор с РО?
  • Как организовать сбор ТКО?
  • Как рассчитать стоимость услуги?
  • Как уменьшить плату по договору с РО?

Ответим на эти вопросы далее.

Кто должен заключать договор с РО в частном секторе

По правилу п. 8.1 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 договор с РО в жилых домах должна заключать организация, действующая от своего имени в интересах собственника такого жилого дома. Такими организациями могут быть всевозможные виды товариществ: ТСЖ, СНТ, а также коммерческие организации — по выбору собственника.

Однако в случае отсутствия централизованного управления в виде ТСЖ и пр. собственник ТКО обязан заключить договор с РО напрямую. Такая обязанность определена в законе (п. 4 ст. 24.7 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — закон № 89) и ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). Она обусловлена спецификой требований к обращению с ТКО: о наличии лицензий, помещений, транспорта и пр.

Важно! Незаключение письменного договора с региональным оператором не снимает с собственника ТКО обязанности оплачивать оказываемые услуги.

Договор считается заключенным на 16-й рабочий день после его публикации на официальном сайте РО, а следовательно, обязанность оплачивать услуги возникает у собственника ТКО независимо от фактического подписания экземпляра договора.

Обратите внимание! В случае если собственником ТКО уже заключен договор на оказание услуг по вывозу мусора, он действует до заключения договора с региональным оператором (письмо Минстроя РФ от 22.02.2017 № 5554-АТ/04).

Подтверждением заключения договора, помимо молчания собственника ТКО, также является подписание его экземпляров и совершение конклюдентных действий.

Содержание договора с региональным оператором

Законом предусмотрена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (также утв. постановлением № 1156).

Согласно п. 25 Правил обращения с ТКО, утв. постановлением № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО), существенными условиями договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО являются:

Специфика действия договора на вывоз мусора:

  • его срок не может быть больше срока, на который избран оператор;
  • в случае истечения срока действия договора, если одна или обе стороны не заявят о его расторжении, договор считается заключенным на прежних условиях на новый срок.

Обратите внимание! В отношениях с новыми собственниками или арендаторами жилых домов РО начинает выполнять свои обязанности с момента возникновения права собственности или иного права на пользование указанным жилым помещением (подп. «в» п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают, что договор с владельцем частного дома кроме указанного выше перечня также должен содержать (п. 148 (13)):

Как организовать сбор ТКО в частном секторе

Обращение с ТКО в частном секторе в значительной мере отличается от обращения с ТКО в МКД.

Так, лицом, ответственным за организацию и поддержание порядка в местах накопления ТКО в МКД, является управляющая компания или ТСЖ. В частном секторе вопрос решается несколькими способами:

  1. При наличии централизованного управления в виде ТСЖ и пр. ответственным лицом является управляющая организация, ТСЖ. Собственники ТКО осуществляют складирование ТКО в специально отведенных местах.
  2. При отсутствии ТСЖ или управляющей организации складирование ТКО производится:
  • либо на ближайшей контейнерной площадке, утвержденной органами местной власти совместно с РО в схеме обращения с ТКО;
  • либо в предоставленные РО пакеты или другие емкости (п. 10 Правил обращения с ТКО).

Напомним, что ответственность за ТКО переходит к РО только с момента загрузки ТКО в мусоровоз.

Обязанности собственников ТКО надлежащим образом организовать временное хранение ТКО корреспондирует ответственность:

  • за несоблюдение требований при обращении с ТКО — в виде штрафа на физлиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, далее — КоАП РФ);
  • сжигание отходов без специальных установок — в виде штрафа на физлиц в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. (ст. 8.21 КоАП РФ).
  • специальная ответственность — за нарушение санитарных требований при хранении, вывозе, размещении ТБО (ст. 6.35, введенная в КоАП РФ с 17.06.2019 г.). Например, граждане, накапливающие отходы более 3-х суток (см. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88) могут быть оштрафованы на сумму 2-3 тыс. руб.

Как рассчитать стоимость услуги по вывозу ТКО

В п. 148 (30)) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО:

  • исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
  • общей площади жилого помещения.
Читайте также:  Что значит некоммерческое использование

Важно! Если в доме никто не зарегистрирован, как постоянно, так и временно, стоимость оказания услуг РО будет рассчитываться исходя из количества собственников жилого дома (п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг).

На формулу расчетов стоимости услуг также влияет, ведется ли сортировка видов ТКО:

  • если раздельное накопление не ведется, расчет производится на основании нормативов накопления ТКО;
  • если собственники сортируют свои ТКО, расчет производится на основании объема вывезенных контейнеров.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае:

  • утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО;
  • фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом такого субъекта видам отходов;
  • складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

Как уменьшить плату по договору с РО

Перерасчет платы по договору с РО можно произвести, если собственник или члены его семьи временно или постоянно не проживают в жилом помещении, а также длительно, больше 5 полных последовательных календарных дней, не появлялись дома. Для этого необходимо подать заявление на перерасчет и ряд подтверждающих документов, перечень которых есть в п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг.

Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются (п. 97 Правил предоставления коммунальных услуг):

  • в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
  • в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

Законом также предусмотрены льготы по оплате вывоза мусора для семей с низкими доходами (малоимущих). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Обращение с ТКО в частном секторе имеет ряд особенностей по сравнению с аналогичными отношениями РО и собственников ТКО — жителей многоквартирных домов и их представителей. В остальном же проведенная реформа направлена на улучшение качества оказываемых услуг по вывозу мусора.

Жители микрорайонов с многоквартирными домами не задействованы в сборе и хранении мусора. Это осуществляются без участия населения. На частный фонд распространяются другие правила.

Вывоз ТБО в частном секторе и многоквартирных районах регулирует законодательство. Но эти процессы отличаются.

Проблемы вывоза мусора в частном секторе

Людям, проживающим в многоквартирных домах и жилых кварталах не надо думать о том, кто куда убирает ТБО из контейнеров. Собственники частных домов должны вывозить отбросы самостоятельно или заключать договора с организациями, занимающимися этим вопросом.

Не все владельцы частной недвижимости знают о своих правах, обязанностях по сбору, хранению, транспортировке ТБО.

Отходы увозят на территории, не предназначенные для этого (леса, парки, лесополосы, обочины дорог, прочее). Такая ситуация приводит к появлению стихийных свалок, на которых ТКО долго хранятся, перегнивают, нанося ущерб окружающей среде.

Незаконные свалки, несоблюдение правил сбора и транспортировки отходов приводят к тому, что токсические вещества, образовавшиеся вследствие гниения, попадают в почву, грунтовые воды. Природные явления (дождь, ветер) ускоряют распространение вредных соединений. Остатки пищи, помои, кости растаскиваются животными и птицами. Бесконтрольное сжигание синтетических отходов, выделяющих при горении ядовитые вещества, загрязняет воздух, почву на больших расстояниях.

Чтобы избежать неприятностей, на федеральном и местном уровнях ведётся контроль утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов в частном секторе. Разработаны программы, изданы нормативные акты, одобрен порядок действий, установлены гарантии для операторов и собственников, рассчитаны тарифы.

Что делать с отходами частного сектора?

Владельцы домов должны заниматься сбором, доставкой ТБО, собирать листву с прилегающей территории, спиливать деревья (ветки), мешающие коммуникациям. Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны не допускать скопления строительного мусора.

Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанности жильцов частного сектора относительно ликвидации ТБО. В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» вопросы обращения с отбросами решаются между местной властью и владельцами земельных участков. Сбор, транспортировка проводятся индивидуально либо коллективно за средства собственников владений.

Если частный сектор отдалён от администрации, вопросы по утилизации отбросов решаются самостоятельно или приглашается оператор по обращению с твёрдыми коммунальным отходами.

Выход из положения — заключить договор с организацией, которая занимается сбором, вывозом ТБО. Соглашение может быть коллективным или индивидуальным.

Подготовка места временного складирования отходов

В вопросе обращения с ТБО первым пунктом идёт — хранение отбросов, до их доставки на полигон. Организация деятельности по сбору, в том числе коммунальных отходов, лежит на собственниках, пользователях домов.

Складировать ТКО допустимо только на специально организованных площадках на частном участке:

  • выбрать место, где будут собираться ТБО с учётом технических, экологических норм;
  • установить контейнеры (они должны герметично закрываться, подходить для сортировки);
  • сделать акцент на сортировке (органические, синтетические ТКО);
  • размер ёмкостей зависит от количества человек, живущих в частном доме (секторе).

Создать площадку можно самостоятельно, соблюдая технические требования, или заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Правила вывоза отходов в частных домах

Теоретически доставлять отбросы может любое физическое лицо на специально организованные свалки. Несмотря на то что человек увозит ТБО сам, ему требуется оформить разрешение.

Целесообразно заключить соглашение на доставку с компанией, имеющей лицензию на обращение с ТБО.

Жители в частном секторе часто отказываются заключать договора из-за небольших объёмов отходов. Они утилизируют их самостоятельно, но количество отбросов почему-то увеличивается.

Закон о вывозе ТБО в частном секторе не существует. Но согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления», владельцы всех отдельных домов обязаны заключать соглашение на транспортировку ТКО. Услуга собственникам и пользователям помещений предоставляется согласно деятельности региональных операторов.

Для сотрудничества заключается индивидуальный или коллективный договор с компанией. Соглашение содержит цену, объём работ, данные заказчика, адрес площадки, частоту вывоза, наличие требований сортировки, иные условия при которых компания отбросы забирать не будет. Пищевые увозят каждый день, а другие — по мере наполнения или в обозначенный промежуток времени.

Читайте также:  Постановление 268 надомное обслуживание

Правильный расчёт платы за вывоз мусора

Тарифы в области обращения ТБО включают:

  1. Удалённость объекта.
  2. Объёмы.
  3. Характер отходов.
  4. Наличие сортировки.
  5. Палат за сбор.
  6. Количества проживающих в доме людей.
  7. Дополнительные условия компании.

Оплата за вывоз ТБО из частного сектора выполняется по утверждённым администрацией ценам. Компании, оказывающие услуги по обращению ТКО, не имеют права завышать тарифы, установленные региональными операторами.

Оплата за вывоз мусора в частном доме

Оплата выполняется в соответствии с условиями соглашения или квитанции. Счёт приходит всем собственникам.

Результат региональных программ в области обращения ТБО — формирование фиксированных местных тарифов, которых обязаны придерживаться все представители услуг по транспортировке отбросов.

Сколько стоит вывоз мусора с человека?

Цены на услуги в частном секторе устанавливаются ежегодно. Основание ценообразования — аукцион. Региональные операторы руководствуюсь Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016г. № 881 указывают актуальную информацию на сайте.

Ответственное лицо за вывоз мусора в частном секторе

Если в частном фонде решают организованно увозить отбросы, то им надо выбрать человека, ответственного за оборот ТБО на их участке. С поставщиком услуг по обороту отходов заключается коллективный договор. На ответственное лицо возлагаются функции по контролю за выполнением условий соглашения обеими сторонами.

Необходимая документация для оформления договора

Перечень документов определяется регионом, где расположена недвижимость. Нормативные акты региональных уровней содержат полный перечень бумаг.

Со стороны исполнителя это лицензия, разрешение. Заказчик предоставляет документы, удостоверяющие личность и право собственности.

Обязан ли я оформить договор на вывоз мусора, если живу в частном доме

Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов:

  • суть региональных нормативно-правовых актов, устанавливающих правила обращения с ТБО;
  • форма договора с оператором (коллективный, индивидуальный);
  • утверждение территориальных схем транспортировки мусора.

Проблема ТБО в частном секторе решается только на региональном уровне. Качество и скорость сбора, транспортировки отбросов зависит от честности граждан, проживающих в собственных домах.

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Читайте также:  Имеет ли право учитель обыскивать ученика

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *