В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При проверке одного из образовательных учреждений прокуратурой было сделано замечание, что справки об отсутствии у работников судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям должны обновляться ежегодно.
Правомерно ли это требование?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требования к образовательной организации о ежегодном обновлении справок об отсутствии у работников судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям не являются правомерными.

Обоснование позиции:
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее также — Справка).
Таким образом, все работники образовательной организации обязаны при поступлении на работу предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. По смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять Справку работник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Норм, обязывающих работника представлять Справку повторно после заключения трудового договора или дающих работодателю право требовать от работников "ежегодного обновления" Справки, законодательство не содержит (смотрите также ответ на вопрос с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Аналогичную позицию занимают и судебные органы (смотрите, например, решение Перовского районного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу N 2-998/2017)*(1).
Форма и порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее — Приказ N 1121). Как следует из п. 2 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом N 1121, указанную справку получает сам гражданин, желающий устроиться на работу, или его представитель). Таким образом, из Административного регламента также следует, что необходимость получения указанной Справки связана с устройством на работу, и получить такую Справку за гражданина другое лицо не вправе, если только гражданин сам не уполномочит на это другое лицо в добровольном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

2 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В судебной практике встречаются судебные постановления, в которых суды приходят к выводу о том, что в обязанности работодателя входит ежегодное обновление сведений об отсутствии у работающих сотрудников судимости и непривлечении их к уголовной ответственности (смотрите, например, решение Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 06.02.2017 по делу N 2-790/2017, оставленное в силе апелляционным определением СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.05.2017 по делу N 33-14211/2017). Однако мы считаем, что такой вывод не является обоснованным, поскольку в данных судебных актах отсутствуют ссылки на нормы, прямо устанавливающие такую обязанность работодателя.

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2013, N 12

КОГДА НУЖНА СПРАВКА ОБ ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ

О так называемой справке об отсутствии судимости ходит немало толков среди кадровиков и других специалистов, оформляющих на работу новых сотрудников. Возникает много вопросов, от ответов на которые зависит правильность оформления трудовых отношений. В статье мы разберемся, кто должен представлять справку при поступлении на работу, в каких случаях, а также поговорим о последствиях отсутствия справки.

Когда нужна справка

Трудовое законодательство (ст. 65 ТК РФ) обязывает работника при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — справка).

Порядок выдачи такой справки предусмотрен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее — Административный регламент).

Иными словами, работодатель запрашивает у работника справку при приеме на работу, к выполнению которой по закону не допускаются судимые лица или лица, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование, в частности:

— лица, осуществляющие педагогическую деятельность (ч. 2 ст. 331 ТК РФ);

— лица, осуществляющие деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ);

— специалисты авиационного персонала (п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ);

— сотрудники органов Федеральной службы безопасности (п. "в" ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности");

— судебные приставы (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах");

— сотрудники таможенных органов (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации");

— работники клиринговых организаций (п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности");

— прокуроры (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");

— лица, обеспечивающие безопасность объектов топливно-энергетического комплекса (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");

— лица, обеспечивающие транспортную безопасность (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

По общему правилу для получения справки работнику нужно подать соответствующее заявление (Приложение N 2 к Административному регламенту). В Москве — в Федеральное казенное учреждение "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 67 (п. 5 Административного регламента); в других субъектах — в информационные центры территориальных органов МВД России (п. 15 Административного регламента), контактная информация о которых приведена в Приложении N 1 к Административному регламенту.

Читайте также:  Перерасчет пенсии при переезде в москву

Образец заполнения заявления см. в примере 1.

│ ИЦ ГУ МВД России по Московской области │

│ (ФКУ "ГИАЦ МВД России", │

│ ИЦ территориального органа МВД России │

│ на региональном уровне) │

│ Маркова Александра Викторовича │

│ (фамилия, имя, отчество) │

│ (-лично-, по доверенности, либо иной │

│ документ, подтверждающий родство или │

│ факт усыновления (удочерения), │

│ установления опеки или попечительства) │

│ г. Видное, ул. Орлова, д. 4, кв. 6 │

│ Прошу выдать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта │

│ уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на │

│ Маркова Александра Викторовича │

│ (фамилия, имя, отчество, в том числе ранее имевшиеся) │

│ 15.06.1980, г. Москва │

│ (число, месяц, год и место рождения) │

│ 45 00 N 123456, выдан ОВД "Коньково" 07.09.2000 │

│ (серия, N паспорта, когда и кем выдан) │

│ Московская область, г. Видное, ул. Орлова, д. 4, кв. 6 │

│ (место жительства или пребывания) │

│ (указать регионы Российской Федерации, в которых проживал(а) ранее) │

│ копии с. 2, 3, 5 паспорта гражданина РФ │

│ 23 декабря 13 Марков │

К заявлению нужно приложить копии следующих документов:

1) всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность (паспорта гражданина РФ; паспорта либо иного документа иностранного гражданина; документа, удостоверяющего личность лица без гражданства либо разрешения на временное проживание, вида на жительство и др.);

2) доверенности на право получения справки, выданной в порядке, предусмотренном ст. 185 ГК РФ, — при подаче заявления доверенным лицом;

3) документа, подтверждающего родство или факт усыновления (удочерения), — при подаче законным представителем (родителем, усыновителем) заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении несовершеннолетнего лица, достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

4) документа, подтверждающего факт установления опеки, — при подаче опекуном заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его опекой;

5) документа, подтверждающего факт установления попечительства, — при подаче попечителем заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его попечительством.

Работнику придется взять подлинники перечисленных документов с собой, поскольку уполномоченный сотрудник госоргана, принимающий документы, может потребовать их предъявить.

Срок получения справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в соответствующем госоргане. Данный срок может быть продлен при необходимости получения дополнительной информации в иных организациях, но не более чем на 30 дней. Справка выдается в количестве не более двух подлинных экземпляров, а копия справки подшивается в дело. Образец справки см. в примере 2.

│ МВД России N 0001234 │

│ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА │

│КОРЕШОК СПРАВКИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ┌─ ─┐│

│N __________________ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ (ГУ МВД РОССИИ по г. Москве) │ С. П. Рукавишев, Россия, ││

│ (регистрационный ул. Петровка, 38, Москва, 127994 г. Москва, ул. Строителей, │

│ номер заявления) Тел. (495) 694-97-23, факс (495) 698-64-14 д. 1, кв. 4 │

│ 09 12 2013 13/5-И12-345 │

│N 000000 В ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России", ——————│

│Справка в отношении: по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области │

│ (фамилия, имя, (ИЦ территориальных органов МВД России на региональном уровне) │

│____________________ Рукавишева Сергея Петровича, │

│ (фамилия, имя, отчество (при наличии), в том числе имевшиеся ранее,│

│ 01.09.1978, г. Москва │

│Справку получил: дата и место рождения) │

│ (фамилия, имя, имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на │

│ отчество) территории Российской Федерации: │

│ (дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер пункта, части, │

│Справка направлена _______________________________________________________________________________│

│по почте: статьи УК, срок и вид наказания, дата освобождения, основания погашения или │

│исх. N _____________ _______________________________________________________________________________│

│от "__" ____ 20__ г. снятия судимости) │

│Справка списана в _______________________________________________________________________________│

│дело: имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о│

│"__" _______ 20__ г. прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации: │

│ (дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, │

│ номер пункта, части статьи УК РФ, дата и основание прекращения уголовного дела)│

│ (подпись) (фамилия и инициалы) │

Кстати, за получение справки работник ничего платить не должен, поскольку государственная услуга по выдаче справок предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы (п. 28 Административного регламента).

В результате работник получит либо справку о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (п. 17.1 Административного регламента), либо письмо об отказе в ее выдаче (п. 17.2 Административного регламента).

Кто несет ответственность

На практике нередко возникают вопросы, самостоятельно ли работник должен представить справку, или работодатель должен ее затребовать у кандидата, и, соответственно, кто несет ответственность за ее отсутствие.

По закону за отсутствие справок работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере до 50 000 руб. либо приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Кроме того, при повторном нарушении руководитель юридического лица может быть подвергнут дисквалификации на срок от года до трех лет. Однако случаи привлечения к ответственности в подобных ситуациях скорее редкость.

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo-press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

Нужно ли работникам, заключившим трудовой договор ранее вступления в силу изменений в ст. 65 ТК РФ, представлять работодателю справку?

Думается, что, с учетом того что в ст. 65 ТК РФ обязанность представлять справку связана с заключением трудового договора, требовать ее с лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, работодатель не правомочен. Хотя среди специалистов высказывалась и противоположная точка зрения.

Работа в сфере образования

Тем не менее даже получение работодателем от работника справки не всегда может уберечь работодателя от последствий действительного наличия судимости у работника. Подобная ситуация складывается в отношении сотрудников, работающих в сфере образования .

Здесь и далее имеются в виду сфера образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, сфера детско-юношеского спорта, культуры и искусства.

К сведению. Часть 2 ст. 331 ТК РФ была изменена 07.01.2011. В частности, запрет на занятие педагогической деятельностью был установлен для лиц, имеющих или имевших судимости, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против:

— жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления);

— половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— семьи и несовершеннолетних;

— здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства;

Возникает вопрос, нужно ли в случае выявления наличия судимости, например, у работника, трудящегося в сфере образования, расторгать с ним трудовой договор. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012, указано, что трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 г. с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Таким образом, на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, т. е. при возникновении установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности: в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Читайте также:  Командировка оформление документов 2018

Между тем в отношении педагогов работодателями учитывается неснятая (непогашенная) судимость и за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Хотя Конституционный Суд РФ на этот счет имеет свою точку зрения.

Судебная практика. В Постановлении от 18.07.2013 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В. К. Барабаш, А. Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы" КС РФ отметил, что:

1) взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения означают, что к занятию профессиональной деятельностью в сфере образования не допускаются (а работающие на момент вступления в силу соответствующих поправок в закон подлежат увольнению):

— лица, имеющие судимость за преступления, указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;

— лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— лица, имевшие судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям;

2) взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ:

— не соответствуют ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (включая лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям) за совершение иных среди указанных преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимости учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;

— не соответствуют ст. ст. 37 (ч. 1), 49 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;

— не соответствуют ст. ст. 37 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.

Конституционный Суд РФ обязал законодателя внести соответствующие изменения в ТК РФ с учетом данного Постановления. До внесения изменений лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений из числа указанных в ТК РФ, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не могут допускаться к работе в сфере образования. Что касается лиц, совершивших иные из указанных выше преступления, притом, что их судимость снята или погашена, либо лиц, в отношении которых уголовное преследование по данным преступлениям прекращено по не реабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

Как видите, ранее для работодателя представляла интерес только неснятая или непогашенная судимость. В настоящее же время пристальное внимание уделяется "имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию".

Следует отметить, что на основании ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Кроме того, по существу ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Тем не менее, принимая во внимание требования ТК РФ, работодатели должны учитывать для работников образовательной сферы факт наличия судимости в прошлом даже в случае ее погашения или снятия, тогда как никаких правовых последствий погашенная или снятая судимость не имеет.

К сведению. При поступлении на работу по совместительству в организации соответствующих сфер деятельности может потребоваться несколько экземпляров справки.

Справки нет: вина работника или работодателя?

Возможна ситуация, когда работник представляет работодателю справку, содержащую недостоверную информацию. К примеру, в справке может быть указано, что данное лицо не было судимо, а впоследствии, при проведении проверки, выявляется обратное. Тем не менее трудовой договор с лицом уже заключен.

На этот счет в п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" отмечается, что в силу п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и сотрудник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с ним расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а не по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Аналогичная ситуация может возникнуть и в случаях, если:

— работодатель по невнимательности не запросил справку у работника, в отношении которого впоследствии была выявлена судимость;

Читайте также:  Оружие по наследству порядок оформления

— работник по требованию работодателя не представил справку и впоследствии выяснилось, что он имеет судимость.

Однако, несмотря на то что в обоих перечисленных случаях трудовой договор прекращается по одному основанию — п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, последствия все же различны. В соответствии со ст. 84 ТК РФ если нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается.

В заключение отметим, что работодателю следует более внимательно относиться к проверке документов, предъявляемых при заключении трудовых договоров с работниками, в частности справки об отсутствии судимости, поскольку последствия безответственного отношения к приему персонала на работу могут быть негативными не только для работодателя, но и для лиц, имеющих дело с недобросовестными работниками.

Вправе ли работодатель при приеме на работу на должность ассистента кафедры вуза запрашивать справки о состоянии здоровья с отметкой врачей психо- и наркодиспансеров (в вузе обучаются в том числе и несовершеннолетние граждане)? С какой периодичностью работодатель имеет право запрашивать справки с работающих преподавателей об отсутствии судимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель не вправе требовать от поступающего на работу в вуз сотрудника представления справки о состоянии здоровья, а также не вправе требовать от уже работающих сотрудников представления справок об отсутствии судимости.

Требование справок о состоянии здоровья при приеме на работу

В соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Согласно пункту 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", части второй ст. 213 ТК РФ педагогические работники, а также иные работники детских учреждений обязаны проходить предварительные медицинские осмотры (обследования) при заключении трудового договора. Работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.), включены в п. 18 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее — Перечень).

Прием таких работников на работу производится после прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным тем же приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее — Порядок). Как установлено в п.п. 7 и 8 Порядка, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного под роспись лицу, поступающему на работу, работодателем. По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией в соответствии с п.п. 12 и 13 Порядка оформляется медицинское заключение о состоянии здоровья работника в двух экземплярах, один из которых выдается на руки поступающему работнику (п. 14 Порядка).

Трудовое законодательство не предусматривает каких-либо исключений из данного порядка, поэтому каждый работодатель перед приемом на работу сотрудника из перечисленных в ст. 213 ТК РФ категорий обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, который проводится за счет собственных средств работодателя (часть вторая ст. 212 и часть седьмая ст. 213 ТК РФ). Наличие у работника заключения по результатам медицинского осмотра, проведенного в период работы у предыдущего работодателя, или полученного самостоятельно значения не имеет.

Как видно из примечания 3 к Перечню, участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых.

Требование справок об отсутствии судимости от уже работающих сотрудников

Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — Справка) входит в перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (часть первая ст. 65 ТК РФ).

Часть вторая ст. 331 ТК РФ устанавливает, что не допускаются к педагогической деятельности лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления определенных категорий. Аналогичное ограничение установлено ст. 351.1 ТК РФ в отношении трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. В рассматриваемой ситуации работник занимает должность ассистента, которая предусмотрена Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678. Кроме того, как следует из вопроса, работник трудится в организации, осуществляющей деятельность в том числе в сфере образования несовершеннолетних, и, учитывая позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2, мы приходим к выводу о том, что на этого работника распространяется также ограничение ст. 351.1 ТК РФ.

Названные в части второй ст. 331 ТК РФ и ст. 351.1 ТК РФ запреты распространяются как на лиц, вновь поступающих на работу, так и на лиц, уже состоящих в трудовых отношениях (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.12.2012 N 52-КГПР12-1, апелляционное определение Курского областного суда от 13.09.2012 N 33-2202-2012, определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16.01.2012 по делу N 33-156/2012, определение Ярославского областного суда от 12.01.2012 N 33-91, кассационное определение Волгоградского областного суда от 30.09.2011 N 33-12860/11). Однако, поскольку последние уже осуществляют трудовую деятельность, обязать их представить соответствующую справку работодатель не вправе: по смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять ее работник обязан только при трудоустройстве.

Тем не менее, на наш взгляд, ничто не препятствует работодателю обратиться к работникам с просьбой, чтобы те представили данный документ в добровольном порядке. При этом, как показывает судебная практика, в случае отказа работника представить справку работодатель вправе самостоятельно запросить сведения о конкретном работнике в уполномоченных органах. В этой связи смотрите, например решение Торопецкого районного суда Тверской области от 26 июня 2013 г. по делу N 2-173/2013, решение Тамалинского районного суда Пензенской области от 23 декабря 2014 г. по делу N 2-205/14, решение Краснозоренского районного суда Орловской области от 30 апреля 2013 г. по делу N 2-106/2013.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

25 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе
индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги
Правовой консалтинг.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *