Мой сайт

Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека. Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью. Их делят на 4 группы:

  • психофизические,
  • физические,
  • химические,
  • биологические.

Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.

Выделяют еще опасный производственный фактор, он является причиной травм (механических, физических, химических, электрических).

Для предупреждения вредного действия на заводах, учреждениях проводится производственный контроль и аттестация рабочих мест. По условиям труда выделяютследующие классы:

Классификация условий труда постепени вредности и опасности

Риск для здоровья

Условия, при которых сохраняется не только здоровье, но и создаются предпосылки для высокой работоспособности.

Факторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.

Вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и оказывают вредное действие.

Функциональные изменения значительнее, возможно снижение работоспособности, сопротивляемости организма.

Рост общей заболеваемости, заболеваемости с потерей трудоспособности, начальные признаки профессиональных заболеваний.

Значительный рост общей заболеваемости, хронической патологии и профзаболеваний.

В течение рабочей смены создается угроза жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых отравлений.

Из лекции Вы узнаете:

  • к какому классу относится труд педагога
  • какие вредные факторы могут негативно повлиять на здоровье
  • каким путем эти неблагоприятные эффекты можно предупредить.

Учитель находится с детьми в одном «эмоциональном кольце» и в одной среде. Они дышат одним воздухом, испытывают действие одних и тех же факторов внутришкольной среды (см. модуль 10, санитарно-гигиенический режим).

Список прфвредностей приводится ниже (табл.2).

Профвредности в труде учителя

(связаны с профессом труда)

Средовые (внутришкольная среда)

1. Нервно-психическое напряжение

2. Напряжение голосовых связок

4. Нерациональный режим труда и отдыха

5. «Детская среда»

1. Неблагоприятный микроклимат

2. Нерациональное освещение

3. Проникающий шум

4. Радиочастотное излучение

5. Летучие химические вещества

6. Пыль сложного состава

10. Паразиты, в т.ч. микропаразиты

Учитель может испытывать действие как охлаждающего, так и нагревающего микроклимата, недостаточной освещенности, проникающего шума, загрязненного воздуха, пыли, содержащей мел, минеральные и органические примеси.

Поскольку за условиями пребывания детей ведется производственный контроль, то влияние средовых факторов на учителя выражено значительно меньше, чем тех, что связано с процессом труда.

Для учителей сохраняется опасность инфекций: гриппа, ОРВИ, гепатита А, туберкулеза, чесотки др. Поэтому они должны вакцинироваться наряду с детьми.

Психоэмоциональное напряжение (ПЭН)

Урок, занимающий в структуре времени основное место, является главной нагрузкой, которая предъявляет к его нервно-психической сфере наиболее высокие требования.

Интеллектуальная нагрузка связана с новыми программами, учебниками, технологиями, необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень, ответственность за результаты труда. Высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде. А контроли, тесты, экзамены, не всегда ожидаемые результаты?

Неблагоприятен и эмоциональный фон (общение с детьми, родителями, коллегами, возможные ссоры, срывы, конфликты).

Своеобразная «детская среда» (беготня, шум, гвалт). Учитель и дети в одном «эмоциональном кольце» и раздражение одного передается другому, это неблагоприятно отражается на обучении и здоровье как педагогов, так и учащихся.

Неравномерность учебной нагрузки в течение дня и недели еще одна особенность в учительском труде. Дополнительные занятия, мероприятия, проверка работ, классное руководство, «окна» в расписании.

В школе, как правило, нет условий для внутрисменного отдыха, приема пищи, что усиливает развивающееся утомление в течение длинного рабочего дня, задерживает восстановление.

Если по физическому напряжению труд педагога легкий (класс 1-2), то по напряженности он относится к третьему (вредному для здоровья классу) – 3.1-3.2.Возможные неблагоприятные последствия – чувство тревоги, невротические состояния, неврозы.

Большое напряжение голосовых связок, так как часто учебная нагрузка превышает 18 часов в неделю. Это способствует развитию профессиональных ларингитов, увеличивает риск фарингитов и болезней органов дыхания.
При хроническом ларингите появляется:

  • хрипота,
  • быстрая утомляемость голоса,
  • ощущение першения,царапанье в горле, которое вызывает потребность постоянно откашляться.

Спутник любого умственного труда – гиподинамия, которая приводит к детренированности сердечно-сосудистой системы, мышц, снижает сопротивляемость организма к воздействию других неблагоприятных факторов.

Таким образом учитель находится в той же среде, что и дети и может испытывать воздействие неблагоприятного микроклимата, нерационального освещения, шума, запыленного и загазованного воздуха, статического электричества, радиочастотного излучения. Но, судя по результатам производственного контроля, процент неудовлетворительных анализов незначителен.
Как правило, по вредности это будет второй, допустимый класс труда.

К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

Читайте также:  Два транспортных средства в одной полосе

В характере учителя со временем появляется авторитарность, нетерпимость к чужому мнению, что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.

Весьма частой причиной невротических расстройств является хронический эмоциональный стресс, вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в повседневном общении людей друг с другом. Такого рода конфликты не всегда выражаются громкими ссорами, бранью, скандалами. Они могут проходить и на «высоком интеллектуальном уровне», когда внешне выражения неудовольствия, раздраженности, гнева затормаживаются и проявляются «только» неблагожелательными репликами, интонациями. Но и в этих случаях отрицательные эмоции влияют на здоровье участников конфликтной ситуации.

Профилактикой подобных неврозов является «умение жить среди людей», т.е. умение благожелательно относиться ко всем, не уделять слишком много внимания чужим оплошностям (чаще вспоминать при этом о своих ошибках), а главное – уметь быстро «гасить» раздражение, гнев, переключать внимание на другие, более спокойные и приятные объекты. Умение жить среди людей по наследству не передается. Этому надо учиться.

9.1. Условия и характер труда учителей

Психологические, физиологические и гигиенические трудности профессионального труда учителя заключаются в специфике объекта педагогической деятельности. Объектом педагогической деятельности учителя в школе является ребенок, находящийся в стадии роста, наибо­лее активного физического и интеллектуального развития.

Содержание педагогического труда определяется учебными про­граммами, формы и методы его организации зависят от каждодневной профессиональной подготовки, а результаты постоянно подвергаются общественной проверке. Часто возникают проблемы с недисциплиниро­ванными, педагогически запущенными детьми. Труд учителя делится на регламентированный и нерегламентированный.

Можно полагать, что если личность учителя не содержит педаго­гических способностей, не содержит элементов физической культуры, здорового образа жизни, то он не сможет в полной мере осуществить формирование всесторонне развитой личности ребенка. Учитель-спортсмен в школе — фигура, отмеченная ребячьим вниманием, на него стараются походить, с него берут пример. Учащиеся ценят тех учителей, которые, кроме уроков по специальности, могут организовать работу спортивных секций, провести игру на местности, повести в поход и т. д.

Отличительным для педагога (по отношению к другим профессио­нальным видам деятельности) выступает внешний облик, который вклю­чает осанку, походку, подвижность, жесты, мимику, манеру одеваться, выражать радость или гнев, выделять сильные стороны или ретуширо­вать недостатки телосложения. Это вытекает из притязаний учащихся к учителю, вызванных ростом общей культуры населения. Бодрость, жиз­нерадостность,, оптимизм, являющиеся важными качествами учителя, успешно воспитываются в системе физкультурных занятий и могут быть результатом хорошего здоровья и общей физической подготовленности.

Характер труда педагога предъявляет высокие требования к его здоровью и состоянию нервной системы. У учителя внимание, нервно-психическая сфера чрезвычайно напряжены и легко ранимы. Отрица­тельные эмоции, включающиеся в работу учителя, оказывают неблаго­приятное влияние на состояние нервной системы. Высокие требования предъявляются к гортани и голосовому аппарату, зрению, слуху. Поэто­му учительская деятельность является причиной патологических со­стояний нервно-психической сферы педагогов, заболеваний у них орга­нов дыхания, зрения, слуха.

К нервно-психическим напряжениям приводят такие раздражите­ли:

психосоциальные (отношения между педагогами и администра­цией, коллективом, родителями и т. д.);

психофизические (нарушение гигиенических условий труда, шум детей);

психологические (личное отношение к своей профессии: интерес, удовлетворенность).

Среди профессиональных заболеваний отмечаются:

синдром вегето-сосудистой дистопии;

гипотоническая и гипертоническая болезнь;

В конце рабочего дня многие учителя отмечают усталость, жалу­ются на головные боли, слабость, отмечают головокружение. Из причин нарушения сна учителя главной считают переутомление, связанное с

Похожие статьи:

Кто относится К должностным лицам относятся сотрудники госучреждений, которые на постоянной или временной основе осуществляют…

Статья 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.Жилищный кодекс Российской Федерации…

ВСЁ, ЧТО КАСАЕТСЯ КОМПАНИИ БУРМИСТР.РУ CRM система КВАРТИРА.БУРМИСТР.РУ СЕРВИС ЗАПРОСА ВЫПИСОК ИЗ РОСРЕЕСТРА И ПРОВЕДЕНИЯ…

Комментарии к СТ 69 ЖК РФСтатья 69 ЖК РФ. Права и обязанности членов семьи нанимателя…

Родственные профессии

Воспитатель, гувернер, педагог

Сфера профессиональной деятельности

  • Наука
  • Образование

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).
  2. «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
  • Класс профессии: творческий (эвристический).
  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Описание профессии

Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.

Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:

  • умение быстро принимать решения;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активная жизненная позиция;
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.
Читайте также:  Акбарсбанк банк официальный сайт ипотека

Медицинские противопоказания

Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:

  • нарушениями слуха, речи, зрения;
  • судорогами, потерей сознания;
  • сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • расстройствами вестибулярного аппарата;
  • заболеваниями центральной нервной системы;
  • психическими расстройствами.

Требования к профессиональной подготовке

Учитель начальных классов должен знать:

  • цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников;
  • основы психологии человека;
  • общую возрастную и педагогическую психологию;
  • психологические особенности детей младшего школьного возраста;
  • методики преподавания учебных предметов начальной школы;
  • особенности анатомии и физиологии младших школьников;
  • основы педиатрии, этики и эстетики;
  • требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.

Учитель начальных классов должен уметь:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;
  • обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;
  • взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;
  • использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
  • анализировать успеваемость учащихся;
  • формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
  • стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
  • проводить дополнительные факультативные занятия;
  • руководить предметными кружками;
  • оснащать и оформлять учебный кабинет;
  • изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Должностные обязанности (функции):

планирование учебной и воспитательной работы;

обучение и воспитание младших школьников с учетом специфики преподаваемых предметов в начальной школе и возраста обучающихся;

содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры;

обеспечение режима соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности в образовательном процессе.

Цель образования — не только собственно обучение, но и развитие, воспитание ученика.

Цели и задачи деятельности учителя:

учитель должен знать свой предмет, смысл учебного процесса, методику обучения, психологию своих учеников и видение документации учебного процесса;

точно определять цели и задачи своей деятельности;

составлять обоснованные планы работы и нормировать основы своей деятельности;

эффективно использовать свои знания и навыки;

выбрать эффективные методы обучения и воспитания;

целенаправленно заниматься самообразованием;

владеть высокой культурой речи;

воздействовать на учеников и на основе равенства управлять действиями своих учеников, направлять их к достижению цели образования;

осуществлять систему учета, контроля и самоконтроля;

вести эффективную работу с родителями учеников;

интересно организовать творчество и отдых учеников;

постоянно обмениваться опытом со своими коллегами;

Деятельность учителя многогранна. Главное в ней – целесообразность действий учителя. А это тесно связано с действиями учеников в школе. Успешность деятельности учителя возможна лишь при условии умения правильно организовать свое педагогическое самовоспитание.

2.Требования к уровню образования.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В её составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню профессиональной подготовленности специалиста, учитель начальных классов должен знать:

педагогику, дидактику, методику преподавания;

физиологические и возрастные особенности психического развития младшего школьника;

образовательный стандарт по уровню образования;

содержание учебных программ по учебным предметам;

принципы и виды планирования учебной и воспитательной работы;

содержание и формы организации учебных занятий и воспитательной работы с учащимися;

требования к оценке результатов учебной деятельности учащихся;

нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы;

санитарно-гигиенические требования к учебной нагрузке, организации образовательного процесса и внеурочных занятий, учебным помещениям;

правила безопасного поведения на занятиях.

Читайте также:  Пристройка к дому оформление разрешения

проектировать образовательный процесс;

ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста;

организовывать и проводить разнообразные по форме учебные занятия и воспитательные мероприятия;

осуществлять контроль, оценку и учет учебной деятельности учащихся;

организовывать режим учебных занятий и отдыха учащихся;

определять склонности, интересы учащихся и вовлекать их в различные виды деятельности;

проводить просветительскую работу и профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни;

проводить работу с родителями учеников;

работать с учебниками, методической литературой и другими источниками информации;

оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня специалиста.

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей.

3.Требования к качествам личности

Личность учителя является стержневым фактором педагогической деятельности, потому что самореализация личности учителя, направленная на психическое развитие ученика, и есть основное содержание. Вместе с тем у всякого труда имеется результат, в учительском труде это обученность и воспитанность школьников.

Чтобы достигнуть успеха в работе учителя, необходимы высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе:

склонность к работе с детьми;

высокая степень личной ответственности;

самоконтроль и уравновешенность;

доброжелательное отношение к людям

интерес и уважение к другому человеку;

стремление к самопознанию и саморазвитию;

находчивость и разносторонность;

требовательность к себе и другим;

хорошо развитая долговременная память.

Профессионально важные качества:

высокий интеллектуальный уровень;

преподавательские и ораторские способности;

устойчивый интерес к работе с детьми;

коммуникативные и организаторские способности;

толерантность к многочисленным контактам,

высокий уровень концентрации и распределения внимания;

отзывчивость, наблюдательность и внимательность;

любовь и уважительное отношение к детям;

умение видеть мир глазами ребенка;

грамотная, выразительная речь;

Учитель начальных классов должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, постоянно стремиться к творческой педагогической деятельности и непрерывному совершенствованию своих нравственных качеств, педагогических способностей и педагогического мастерства.

4.Требования к здоровью

Учитель начальных классов должен обладать способностью к сосредоточению, устойчивым вниманием, четким зрительным восприятием, оперативной и моторной памятью; учителю необходимы устойчивая нервная система, умение контролировать свое поведение и эмоции.

Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания; нарушение функций опорно-двигательного аппарата; заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем; устойчивые нарушения зрения, слуха и речи; хронические инфекционные кожно-венерические заболевания; вредные привычки.

Режим и ритм труда (ТРУДОВОЙ ДОГОВОР).

Учебный год в школе начинается в первый рабочий день сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Режим работы школы по пятидневной или шестидневной неделе определяется школой самостоятельно. Продолжительность рабочего времени педагогических работников не может превышать 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогических работников определяется при приеме на работу и закрепляется в трудовом договоре. Рабочее время работника учитывается в астрономических часах — один час равен 60 минутам: короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками (занятиями), являются рабочим временем работника.

Учебная нагрузка определяется с учетом преемственности классов; замещение временно отсутствующих учителей осуществляется работником по письменному распоряжению администрации работодателя в дополнение к основной учебной нагрузке работника в объеме не более 24 часов в неделю. Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем работника. В эти периоды работник привлекается работодателем к педагогической, организационной и методической работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки работника до начала каникул. График работы работника в каникулы утверждается приказом работодателя. Выходной день воскресенье; в летний период работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в установленном порядке. Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год, а также отзыв из отпуска допускается только с согласия работника.

Работник пользуется правом на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяется Уставом учреждения — предоставить работнику пенсии по возрасту на льготных основаниях и за выслугу лет при 25-летнем льготном стаже доплаты 25 процентов к тарифной ставке (окладу).

Работник несет ответственность в соответствии с законодательством:

-за невыполнение или нарушение условий и обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором;

-за ущерб, причиненный работодателю виновными действиями (бездействием) работника;

Дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая и уголовная ответственность c торон определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *